Статистики, заменив показатель валового внутреннего продукта (ВВП) индексом экономической активности, довольно таки затуманили картину с состоянием экономики страны. Ситуация усложнилась и тем, что показатели даются теперь не нарастающим итогом, а дискретным, в разрезе отдельных месяцев.
Для того, чтобы выяснить тенденции развития экономики за, скажем, январь-август, необходимому самому суммировать ежемесячные показатели. Дело это неблагодарное, так как нередко эти показатели, по мере уточнения, могут существенно отличаться от первоначальных данных.
Нетрудно заметить, что индекс экономической активности по месяцам делает выкрутасы, как обруч в руках жонглера. Докатившись в феврале до 100,3%, этот показатель подскочил в мае до наивысшего для прошедшего периода текущего года уровня в 109,9%, а в июне опять снизился до 102,3%.
Непонятные, на первый взгляд, зигзаги в диаграмме индекса экономической активности объясняются, наряду с прочим, и неравномерной по уровню базой прошлого года. Напомним, что в первые месяцы прошлого года индекс экономической активности проявлял тенденцию к росту, однако затем, начиная с июня, наметился его спад. Опять же наряду с прочими причинами, на показателе негативно сказалась гибель значительной части урожая плодов и фруктов.
Экономика страны, наряду с этим тяжелым ударом, претерпела также воздействие других факторов, связанных с последствиями кризиса в стране. Эти негативные явления отразились на динамике индекса экономической активности, который в периоде с июля по ноябрь прошлого года колебался в пределах от 91,1% до 96,3%.
Низкая база прошлого года, «подкрепленная» в текущем году улучшением состояния дел в сельском хозяйстве и промышленности, привела к более оптимистичным показателям индекса экономической активности. Погода для растениеводства в сезоне текущего года была благоприятнее, чем в прошлом году, а конъюнктура мирового рынка сырья, после глобального экономического кризиса, стала оздоровляться.
Эти факторы, в свою очередь, позволили указанным ведущим отраслям выйти на отличные показатели. Так, к примеру, в августе физический объем продукции сельского хозяйства возрос аж на 21,3%, а промышленности, включая объем услуг в сфере естественных монополий, на 12,5%. Вследствие этого индекс экономической активности в этом месяце почти приблизился к рекордному для отчетного периода текущего года уровню – 109,6%.
Несмотря на эти успехи, в социальной сфере наблюдаются определенные негативные явления. В августе, при инфляции в 104,8%, среднемесячная номинальная заработная плата в стране возросла лишь на 4,5%. Согласно обследованиям статистиков, в стране бедность с прошлого года стала углубляться. Причины очевидны – опережающие, по сравнению с заработной платой, темпы роста инфляции.
При этом наибольшее подорожание наблюдается как раз по продуктам питания, то есть тем товарам, на приобретение которых расходуется значительная часть семейного бюджета необеспеченных слоев населения.
Итак, наблюдается прелюбопытная ситуация. Индекс экономической активности, стартовав с низких позиций ряда месяцев прошлого года, ныне почти приближается к двузначным цифрам. А вот цены, которые в прошлом году подскочили до потолка, теперь «угомонились» и растут своим естественным ходом.
Несмотря на эту «естественность», сам ход инфляции довольно тяжело отражается как на среднем уровне жизни в стране, так и в целом на состоянии отдельных отраслей экономики. Так, к примеру, динамика физического объема розничного товарооборота оставляет желать намного лучшего…
Альберт Хачатрян