Проект государственного бюджета 2012 г. только-только представлен, но основные споры уже ведутся о плане доходной части. Глава Комитета госдоходов Армении Гагик Хачатрян даже не побоялся публично заявить, что план увеличения налоговых доходов не обоснован.
Почти каждый год мы становимся свидетелями одного и того же формата споров – правительство резко увеличивает налоговый план, а налоговики начинают ныть, мол «что это вы делаете, нам это не по зубам…» и так далее. Потом выясняется, что очень даже могут, да и не все резервы еще исчерпаны.
Согласно заместителю министра финансов Армении Павлу Сафаряну, в 2011 г. ожидается, что соотношение налоги/ВВП составит 16,8%, а в 2012 г. этот показатель должен улучшиться сразу на 0,6%, достигнув 17,4%. Премьер-министр Армении Тигран Саркисян назвал это улучшение серьезным и беспрецедентным прорывом. Но так ли это серьезно на самом деле?
Существует среднесрочная программа расходов на 2011-2013 гг., в которой черным по белому написано, что в 2011 г. соотношение налоги/ВВП должно было быть 18,2%, а в 2012 г. – 18,7%. То есть мы отстаем от плана среднесрочной программы расходов, причем значительно. По экспертным оценкам, налоговая эластичность ниже 0 (то есть налоговые доходы растут медленнее, чем экономический рост в целом), а это больше всех должно беспокоить правительство. Согласно премьеру, налоговый план 2012 г. будет увеличен на 100 млрд. драмов ($270,27 млн.), из которых 40-50 млрд. драмов за счет дефлятора (изменение цен), 10-15 млрд. драмов за счет налогового администрирования, а остальное — благодаря расширению налоговой базы.
Что означают эти цифры? Получается, что если Комитет госдоходов не будет делать вообще ничего, налоги только за счет цен должны увеличиться на 40-50 млрд. драмов. Дополнительные 10-15 млрд. драмов за счет налогового администрирования тоже не являются ахти чем, но могут нанести серьезный ущерб карманам армянских инспекторов, а также кошелькам бизнесменов, которые пользуются покровительством этих самых инспекторов.
Еще большее беспокойство вызывает программа по расширению налоговой базы. Согласно Саркисяну, нужно вывести из тени те сферы, которые по тем или иным причинам остались вне пределов налогового поля. Но это в первую очередь касается сельского хозяйства, во вторую очередь затрагивает малый бизнес, которому ценой больших усилий удалось предоставить льготу по части налога на добавленную стоимость в 2011 г. Ну а что теперь? Правительство отберет эту льготу? Здесь множество вопросов, которые нуждаются в разъяснениях.
Самвел Авагян