Последние заявления руководства и высокопоставленных должностных лиц Азербайджана, касающиеся перспектив карабахского урегулирования, обескураживают бросающейся в глаза противоречивостью и вызывают оправданные сомнения в наличии у Баку единых подходов по этому вопросу.
Ряд армянских экспертов считает, что взаимоисключающие высказывания, прозвучавшие из уст представителей азербайджанской политической элиты, свидетельствуют то ли о воцарившейся панике, то ли о попытках лавирования.
В частности, президент Азербайджана Ильхам Алиев во вторник на заседании правительства решил раскрыть «карты» и преподнес в собственной специфичной интерпретации так называемые обновленные «мадридские принципы», предусмотрительно забыв озвучить некоторые ключевые положения, без которых урегулирование практически невозможно.
Тем не менее Алиев бы вынужден признать, что принципы урегулирования предусматривают предоставление Карабаху промежуточного статуса, назвав это положение приемлемым.
Заведующий отделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Али Гасанов пошел дальше. Он заявил, что Азербайджан идет на уступки, соглашаясь с предоставлением Карабаху промежуточного статуса, добавив, что принципы урегулирования проблемы, выдвинутые Минской группой ОБСЕ, не являются залогом или гарантией победы одной из сторон конфликта.
Складывающуюся было «гармонию» неожиданно нарушил пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов, назвавший утверждения о промежуточном статусе, а значит и слова своего президента, «абсурдными и нелогичными».
Разброд и шатания, заметные уже невооруженным глазом, могут свидетельствовать о чем угодно, но только не об уверенности в себе, сплоченной позиции по Карабаху в высших эшелонах азербайджанской власти и полном понимании дальнейших шагов.
Примечательными можно назвать и последние заявления министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, отличающиеся непривычной миролюбивостью и готовностью активно работать над мирным соглашением.
Мамедъяров даже признает право армян на самоопределение путем свободного волеизъявления, надеясь при этом «уговорить» карабахцев войти в состав Азербайджана, обещая им экономические выгоды. Оставляя на совести главы азербайджанского внешнеполитического ведомства неспособность осознать истинную суть проблемы, никак не связанную с экономикой, нельзя не отметить, что и в этом вопросе из Баку звучат противоречивые заявления.
Если Мамедъяров может лишь полагать, что армяне Карабаха проголосуют так и не иначе, и размышляет над тем, какие шаги нужно сделать для этого, то президент Азербайджана однозначно утверждает, что «отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана и предоставление ему независимости или присоединение его к Армении никогда не было и не будет темой переговоров».
В заявлении Алиева скрыто некое лукавство, скорее, направленное на внутреннего потребителя, так как включенное в принципы урегулирования положение о праве народа Карабаха на волеизъявление с юридически обязывающими результатами не приведет ни к чему иному, кроме как к международному признанию сегодняшних реалий.
Без окончательного и бесповоротного решения вопроса, связанного со статусом Нагорного Карабаха, никакое урегулирование невозможно. Это давно поняли международные посредники и, скорее всего, начнут осознавать и в Азербайджане. Игнорирование существующих реалий лишь затягивает принятие решений.
Гагик Багдасарян, обозреватель агентства «Новости-Армения»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: АМИ «Новости-Армения»