Парк автомобилей в Армении неуклонно приближается к полумиллионной отметке. Учтем, что численность постоянного населения республики менее чем 3,3 млн. человек. Сам по себе этот факт, при высокой урбанизации республики, и, следовательно, высокой загруженности улиц наших городов автомобилями, может вызвать тревогу. Но ситуацию усугубляет то, что в парке автомобилей из года в год возрастает доля импортированных поддержанных (иначе говоря, бывшие в употреблении — б/у) автомобилей.
Как известно, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Не случайно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 1998 году выступила с заявлением о связи между канцерогенными веществами, обнаруженными в выхлопах автомобилей, работающих на дизельном топливе, и заболеваниями раком легких.
Химический состав выхлопных газов настолько опасен, что наносит вред не только здоровью человека, животных, но и разрушительно действует на деревья и даже дома. Наибольший вред окружающей среде наносится при использовании этилированного бензина, который содержит примеси свинца. Добавим и подчеркнем, что наиболее интенсивно загрязняют воздух как раз подержанные автомобили.
Национальная статистическая служба Армении опубликовала данные об экспорте-импорте товаров группы «наземные транспортные средства», которые включают также внешнеторговые операции со стороны физических лиц. И это далеко не случайно, ибо поддержанные «транспортные средства», то бишь б/у автомобили, в большинстве своем завозят как раз физические лица.
Но, обвинять упомянутых «физических лиц» в наводнении республики б/у автомобилями, было бы не совсем справедливым. Ибо спрос рождает предложение: наших разбогатевших граждан поддержанные автомобили устраивают как по «фирме», так и по цене. Ведь новенькую иномарку может приобрести далеко не всякий «богач»…
Вначале рассмотрим, какую долю составляют поддержанные машины в импорте автомобилей, перемещающих 10 и более человек, то есть автобусов и микроавтобусов. По данным за прошлый год, в республику было импортировано 296 таких автомобилей, на сумму в $6,1 млн. «Бывшие в употреблении» машины в указанном количестве составили около 43%. Факт, конечно, не очень отрадный. Но дальше – хуже!
«Обычных» легковых автомобилей в этом же году было ввезено на два порядка больше – свыше 17 тысяч единиц, на сумму $154,8 млн. Импортеры автомобилей этого класса, как указывалось выше, отлично разбираются в предпочтениях местных покупателей, по линии цен. Поэтому в подавляющем большинстве завозят сравнительно дешевые поддержанные иномарки. К примеру, доля последних в общем объеме импорта автомобилей данного класса в прошлом году превышала 83%.
Столь высокий процент б/у не удивителен, если сравнить среднюю таможенную стоимость нового и поддержанного автомобилей: $20,4 тыс. против $6,8 тыс. С учетом прогрессии цен, от таможни до конечного покупателя, разница эта может возрасти…
Итак, относительно низкая покупательная способность наших граждан, желающих приобрести личное средство передвижения, приводит к столь неутешительной картине. Проблема автомобилей с зашкалившими сроками эксплуатации далеко не новая, и в отдельных странах решается довольно эффективно.
Буквально на днях Китай запустил программу, которая нацелена на решение двух проблем: сокращения парка «старых» автомобилей и стимулирования автомобильного рынка. Идея эта ранее была с успехом осуществлена в ряде стран Европы, имеющих собственное автомобилестроение. В Китае владельцам поддержанных машин предлагается сдать их в утиль, за $2-3 тыс., и приобретать новые. Но, естественно, для нас сей вариант не реален, поэтому нам надо искать другие пути решения проблемы.
Альберт Хачатрян