За наличие машин с грузинскими номерами виновны водители или таможенники?

Шумиха в связи с растаможкой автомобилей с грузинскими номерами, по-видимому, осталась позади. Правительство пошло на небольшой, но расчетливый компромисс – не изменило закон и порядок растаможки, но дало возможность заплатить эту сумму в течение 6 месяцев.

Естественно, часть автовладельцев не удовлетворила эта уступка, однако очевидно, что массовых акций протеста уже не будет. Премьер-министр же Тигран Саркисян имеет все основания заявлять, что нужно заставить импортеров уважать закон, как он сделал это на пресс-конференции 25 февраля.

Это вполне оправданное утверждение. Ведь, если есть закон и большинство импортеров машин руководствуются им, то почему бы остальным 4000 граждан не сделать то же самое? Почему у некоторых должна быть возможность импортировать машины по таможенному режиму «временного ввоза», что открывает возможность избежать уплаты налогов?

Однако в этом утверждении есть небольшой недостаток. На самом деле «временный ввоз» не является законодательной лазейкой и не являлся.

Напомним: по Таможенному кодексу, товары, ввезенные по таможенному режиму «временного ввоза», максимум через год должны вновь быть экспортированы. Срок этого режима можно продлить только в весьма ограниченных случаях.

Например, для товаров, ввезенных для нужд государства, в научно-исследовательских, образовательных, культурных целях, а также в целях защиты здоровья людей и животных, охраны окружающей среды. До последних законодательных изменений была возможность продлить срок также в случае финансовой аренды, однако это положение было снято из закона.

Возникает вопрос: как смогли гюмрийские и ванадзорские водители на протяжении лет продлевать срок временного ввоза автомашин? Повторяем, законодательные возможности для этого весьма ограниченны и на данный момент не устранены.

Вывод один: были серьезные коррупционные риски. Правительство смогло ловко избежать разговоров о коррупционных рисках, возложив всю вину на импортеров. До сих пор непонятно, почему не подвергаются ответственности лица, которые, не имея на то правовых оснований, продлили срок режима «временного ввоза» больше чем на год. Ведь за сложившуюся ситуацию несут ответственность именно эти чиновники. Но теперь они в тени, а водители должны платить. Премьер-министр прав в одном: закон должен быть равным для всех. Но со своей стороны добавим: под «всеми» подразумеваются также все чиновники.

Самвел Авакян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.