Фактор цен, заметно возросших в прошлом году, в текущем году может стать довольно тяжелой проблемой для Армении. Необходимо также принять во внимание, что по темпам роста инфляция впервые за долгие годы опередила среднемесячную номинальную заработную плату. В этих условиях актуальнейшей задачей представляется реализация комплекса мероприятий, способных хотя бы частично нейтрализовать негативные последствия инфляции.
С прошлого года наметилась четкая тенденция замедления темпа роста физического объема розничного товарооборота. Проще говоря, товаров в 2010 году было продано примерно столько же, сколько в предыдущем, 2009 году. Если, конечно, абстрагироваться от структурных сдвигов в объеме розничного товарооборота.
На первый взгляд, особого повода для тревоги не имеется… Но так кажется именно на первый взгляд. Учитывая, что до социального стандарта потребления товаров, характерного для развитых стран, нам далековато, этот факт можно расценить как своего рода регресс. То есть, впервые за долгосрочную ретроспективу, логический рост потребления товаров «забуксовал» на месте. Та же неутешительная картина наблюдалась в январе текущего года.
Между тем для семей с ограниченным бюджетом массовое подорожание, в первую очередь основных продуктов питания и важнейших платных услуг, означало сокращение физического объема потребления товаров и услуг. Поэтому актуальной становится задача восстановления этого объема хотя бы в прежнем размере. Известно, что одним из эффективных методов повышения реальной платежеспособности необеспеченных слоев населения является дифференциация налога на добавленную стоимость (НДС).
Схематично это выглядит довольно просто. На товары первой необходимости ставка НДС снижается, иногда довольно ощутимо, вплоть до десяти процентов от обычной средней ставки. Учтем, что НДС является косвенным налогом, и бремя его уплаты в принципе ложится на конечных потребителей товаров и услуг, в том числе рядовых граждан. Отсюда, снижение ставки НДС по отдельным товарам, при всех прочих равных условиях, должно привести к удешевлению их стоимости для покупателей.
Чтобы компенсировать возможные от этого убытки государственного бюджета, повышается ставка НДС на другие товары — предметы роскоши, или же не столь значимые в потреблении изделия. Иначе говоря, на те товары, от потребления которых можно без особого вреда отказаться.
В худшем варианте дифференциации НДС поступления по его линии в государственный бюджет останутся на прежнем уровне, с корректировкой на рост (или спад) экономики. В лучшем варианте возможен даже рост поступлений, за счет высокой максимальной ставки налога. Таким образом, НДС приобретает принципиально новую для нашей страны функцию – функцию нивелирования денежных доходов населения и уменьшения поляризации общества по потреблению товаров и услуг.
Эта функция НДС имеет довольно важное значение для нашей страны, с ее резкой поляризацией общества, и фактическим отсутствием других действенных механизмов эффективного перераспределения денежных доходов.
Отметим, что минимальная планка НДС в отдельных странах доходит вплоть до 7%, каковую величину можно считать довольно низкой, если учесть, что в Армении плоская шкала в 16%. То есть разница для нас доходит до 9%, каковое обстоятельство, при расчете розничной цены товара, будет иметь существенное значение для малообеспеченных семей.
Определенный социальный набор товаров, по которым НДС имел бы минимальные значения, в сумме дали бы неплохую экономию для семейных бюджетов. Естественно, что и обеспеченные семьи будут пользоваться этими льготами, но им придется одновременно переплачивать за другие изделия, которые не входят в число товаров первой необходимости. Ясно, что наибольшие ставки НДС должны быть предусмотрены по позиции изделий, именуемых как «товары роскоши», которые и без низких ставок недоступны по ценам малообеспеченным семьям.
Напомним, что в нашей экономике НДС имеет гипертрофированную роль. Так, по данным за январь-ноябрь прошлого года, больше половины (53,6%) всех налоговых доходов государственного бюджета обеспечил именно НДС.
Задача внедрения системы дифференциации НДС, на первый взгляд вроде бы несложная, в реальности столкнется со многими проблемами. Последние в основном будут связаны с механизмом учета налога. В конечной стадии товародвижения, в розничной торговой сети, удержание налога технически легко осуществимо.
С внедрением системы дифференциации НДС могут возникнуть и другие проблемы. Мы должны принять во внимание, исходя из нашей действительности, что цены даже на конкурентных вроде бы рынках формируются далеко не рыночным образом. И снижение ставки НДС на практике может быть на пользу нечестного предпринимателя, а не покупателя. То есть льготная разница пойдет «не в тот карман»…
В одночасье внедрить систему дифференцированного НДС невозможно. Однако, если сейчас не заложить основы для этой реформы, то время будет бесповоротно потеряно. К сожалению, у нас имеется печальный опыт провала прогрессивных реформ, слишком поздно предпринятых, и затем не получивших полноценного внедрения. Достаточно вспомнить начавшийся было процесс декларирования личных доходов, который вскоре приобрел чисто формальный характер…
Альберт Хачатрян