NEWS.am приводит статью Аманды Пол, опубликованную в турецкой «Today’s Zaman», со значительными сокращениями:
В то время как Египет остается в политической нестабильности, растут умозрения относительно того, могут ли подобные события произойти и в других частях мира, особенно в государствах бывшего Советского Союза и России.
Многими из этих государств правят автократические и династические лидеры, которые у власти в течение многих лет, они обычно являются частью клана, часто окружены узким кругом олигархических фигур, часто связаны с секретной службой или сферой безопасности, что помогает им укрепить свою власть.
Эти ребята не имеют желания отказаться от власти и редко стесняются использовать силу для подавления оппозиции. Так было недавно в Беларуси, в Армении в 2008 г. после президентских выборов и в Узбекистане в 2005 г., когда почти 200 человек были побиты аппаратом безопасности страны в Андижане. Хотя события в Северной Африке могли бы стать пищей для размышлений для некоторых из этих режимов, шансы на волну перемен в этом регионе очень малы.
Во-первых, потому, что их политические системы очень отличаются, будучи глубоко вделанными в постсоветские разведывательные структуры, а во-вторых, потому, что некоторые государства уже стали свидетелями «цветных революций». Однако они помогли в содействии другим режимам в регионе.
Государства бывшего Советского Союза – это разнообразная куча, начиная от богатых, производящих энергию государств, и кончая бедными и изолированными странами. Большинство из них имеют проблемы безопасности, некоторые имеют закрытые границы, и, по крайней мере, три втянуты в конфликты с соседями.
Только Украина, Молдова и Грузия проводили свободные и справедливые выборы в последнее время и имеют системы демократии, которые намного превосходят системы остальных государств. Существуют также активные оппозиционные партии и гражданское общество.
В связи с Россией имеется больше всего умозрений относительно того, могут ли события в Египте вызвать что-то подобное, а некоторые проводят прямые параллели между президентом Египта Хосни Мубараком и премьер-министром России Владимиром Путиным. Однако это не так. Хотя Путин имеет многочисленные недостатки, многие россияне все еще, кажется, поддерживают его и его подельника, президента Дмитрия Медведева.
То же самое относится и к белорусскому лидеру Александру Лукашенко, который попал под огонь Запада после президентских выборов 19 декабря, когда силы безопасности избили многочисленных представителей оппозиции и гражданского общества. Хотя прозападные группировки и активисты по правам человека в Беларуси и России продолжают осуждать свое руководство, это вряд ли приведет к чему-то.
При поддержке военного аппарата и аппарата безопасности своих стран, при наличии слабой оппозиции и рядов людей, все еще «терпящих» их, они сегодня слишком сильны, чтобы уйти. Однако в последующем, особенно в свете снижения в России экономики, в которой доминирует энергетика, эта ситуация может измениться. Тем не менее, следующий президент России будет по-прежнему определен Путиным и Медведевым.
В Азербайджане и Армении руководство не находится в опасности. Руководства обеих стран двигаются к дальнейшей интеграции с Западом, и оба заявляют, что они предпринимают шаги, чтобы улучшить свои демократические устремления. Публичные демонстрации становятся все более распространенными, и в последнее время Азербайджан приступил к реализации антикоррупционных мер. Самой большой угрозой остается угроза возобновления войны из-за Нагорного Карабаха.
В целом, представляется маловероятным, чтобы в этом регионе в ближайшей перспективе прошли радикальные перемены, как в Египте. Действительно, если беспорядки на Ближнем Востоке распространятся, это может принести выгоду богатым энергоресурсами странам Центральной Азии, если нефтяной сектор будет и дальше подрываться. Однако в долгосрочной перспективе есть большие риски, и поэтому было бы в интересах всех этих стран «учиться» на египетском опыте.