Прошли времена, когда жители столицы Армении после поездки в провинцию возвращались домой с кучей покупок. Правда, государственные цены везде были одинаковыми, однако на свободном рынке провинциальных городков можно было закупить местные фрукты-овощи по сносной цене. С переходом на рыночные отношения цены в тотальном порядке также стали рыночными, и формируются, как следует полагать, соотношением «спрос-предложение».
Национальная статистическая служба Армении ежемесячно публикует данные об уровне розничных цен и тарифов, всего по 470 видам товаров и услуг, по столице и десяти городам республики. Эта информация дает неплохую возможность оценить, где жизнь дороже, в столице или провинции.
В этом отношении первостепенный интерес представляют различия в ценах на хлеб, важнейший продукт питания жителей Армении. По расчетам автора, доля хлеба в общем объеме розничного товарооборота республики превышает 10%. Иначе говоря, одна десятая расходов на покупку товаров среднестатистической семьи приходится именно на этот продукт. С этой точки зрения цена хлеба имеет исключительно важное значение для необеспеченных слоев населения, а отсюда – должна быть в центре внимания государства.
Итак, по данным за январь текущего года, розничная цена хлеба высшего сорта в Ереване достигла 454,7 драмов за 1 килограмм. Из десяти провинциальных городов наивысшая цена хлеба — 421,0 драмов за 1 килограмм, была зафиксирована в далеком от столицы Талине. Наименьшая же цена имелась в курортном городе Дилижан – 338,5 драмов за 1 килограмм. Простая средняя арифметическая цены на хлеб по десяти провинциальным городам составила 368,4 драмов за 1 килограмм.
Хлеб в принципе является стандартным товаром, для производства которого используется одно и то же сырье, и примерно одинаковые технологии. Учтем также то немаловажное обстоятельство, что тарифы на энергоносители также одинаковые. Поэтому и разброс цен должен быть относительно небольшим. Но вышеприведенные данные свидетельствуют как раз об обратном.
Так, разрыв по ценам на хлеб высшего сорта по Еревану и средним по десяти остальным городам показателем составляет 86,3 драма за 1 килограмм. То есть в среднем хлеб в столице дороже на 23,4% ( или же почти на одну пятую часть), чем в провинции. Правда, не исключается, что в себестоимости «провинциального» хлеба сравнительно низка доля заработной платы персонала хлебозаводов и пекарен. Не секрет, что в провинции наемному работнику платят меньше, чем в столице…
Однако так же очевидно, что в столице, крупнейшем потребителе товаров и услуг, производительность труда в производстве хлеба выше, чем в провинции. Да и жесткая «конкуренция» в Ереване вроде бы должна способствовать оптимально низким ценам на этот продукт. Однако сие в действительности нашей не наблюдается, несмотря на повально распространенную практику «удешевления» хлеба за счет сокращения его веса, как номинального, так и фактического, по сравнению с декларируемым производителем.
Нет необходимости напоминать, что на мировом рынке зерна наблюдаются довольно неблагоприятные сдвиги, а прогнозы на ближайшее будущее неутешительные. Оправдаются ли эти прогнозы или нет, покажет время. Но, приближается 1 апреля, когда тариф на природный газ, по всей вероятности, будет повышен, что, в свою очередь, повлияет на себестоимость производимого с использованием этого энергоносителя хлеба. И цена хлеба, и без того высокая ныне (в эквиваленте – около $1,2 за 1 килограмм), еще более повысится.
В таких, без преувеличения можно сказать, экстремальных условиях, особую актуальность приобретает государственное регулирование рынка хлеба. То есть те функции государства, об эффективности которых наша общественность до сих пор не осведомлена. По причине их отсутствия.
Рыночная экономика отнюдь не означает анархию в сфере ценообразования. В некоторых странах с эффективной социальной политикой государством активно вмешивается в процесс ценообразования. Так, в Швеции, в чрезвычайных случаях (скажем, при высокой инфляции) государство имеет право замораживать цены, а посредством монополии (на производство винно-водочных изделий, на почтовые услуги, отдельные виды телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю) напрямую устанавливает цены. Но, увы, это «не наши» методы, ведь у нас государственной монополии ни в производстве, ни в торговле нет.. Так что приходится искать альтернативные варианты.
Автором, в свое время, предлагались различные методы регулирования потребительского рынка, реализация которых могла поспособствовать смягчению негативных последствий инфляции для малообеспеченных слоев населения. В частности, рекомендовалось дифференцировать налог на добавленную стоимость (НДС), каковая практика широко распространена в развитых странах.
Это сложная задача для нашей действительности, но все же решаемая. Кроме этого, учитывая «беспредел» в формировании цен и тарифов, крайне важным можно считать государственное регулирование уровня отдельных экономических показателей, по ряду социально значимых товаров и платных услуг. К примеру, целесообразно установить по этим товарам и услугам норматив предельной рентабельности, с одновременным контролем показателя себестоимости.
Что касается собственно хлеба, то здесь, кроме вышеизложенного, требуется доскональный анализ обоснованности цен на хлеб, и выявление фактов возможного сговора между крупными производителями в столице. А это уже прямая обязанность Комиссии по защите экономической конкуренции.
Альберт Хачатрян