Массовые народные волнения, начавшиеся в Тунисе, а затем, в более широких масштабах, в Египте, вновь сконцентрировали внимание международных аналитиков к проблеме социальной справедливости. В стороне от мировой полемики не остались и страны постсоветского пространства, в том числе Армения.
Многие ныне обращаются к теме народных бунтов, задаваясь вопросом: а возможно ли такое и в нашем государстве?! И что странно, нередко звучит удивительный по логике ответ: наш народ не такой, бунтовать не любит! А ведь такой прелюбопытный тезис сам по себе уже означает, что экономических причин для недовольства у нас тоже предостаточно…
Многие аналитики придерживаются мнения, что недовольство вызывает не сам факт наличия в обществе богатого класса, а чрезмерно резкий контраст в уровне жизни населения, усугубляемый другими социально-экономическими негативными явлениями. А последних махровый букет: коррупция, взяточничество, бюрократизм, и прочие атрибуты стран с низким уровнем демократии.
Как можно предположить, в Армении сложилась довольно уникальная ситуация. Если по уровню доходов оптимальным считается структура общества с мощным средним классом, и диаметрально противоположными, сравнительно небольшими прослойками богачей и бедняков, то у нас общество просто раскололось на две неравновеликие части. Несмотря на то, что официальные данные, то ли за неимением, то ли по «секретности», не публикуются, имеется ряд веских оснований для такого предположения.
Недавно обнародованные данные Национальной статистической службы Армении о состоянии экономики страны в 2010 году содержат, на первый взгляд, противоречивую информацию. К примеру, на фоне резкого замедления темпа роста физического объема розничного товарооборота повысился объем платных услуг.
В этом не было бы ничего удивительного, если бы не один факт. Объем розничного товарооборота, в текущих ценах, в прошлом году достиг 356,2 тыс. драмов, в среднем на душу населения республики. По средневзвешенному курсу валют в Армении, эта величина эквивалентна $953 за указанный год, или же $79 в месяц. Предельно ясно, что подобный показатель, при довольно-таки высоких ценах на товары в стране, нельзя считать даже «средним» по величине.
Если рассмотреть уровень потребления товаров по областям, то столкнемся с еще более худшими показателями. Так, в прошлом году в Гегаркунике объем розничного товарооборота на душу постоянного населения в месяц составляет лишь $9 в эквиваленте, в Арагацотне — $13, и в Арарате – $15. Наивысший (если таковым его считать!) показатель среди десяти областей республики принадлежит Котайку – $27 в среднем на душу в месяц. Для сравнения приведем данные по столице – $197, на каждого ереванца в месяц.
Средний показатель, являясь в некотором роде абстрактной величиной, не показывает степень дифференциации по группам потребителей. С учетом же фатального наличия последней, то есть дифференциации, минимальная величина вышеприведенных показателей может дойти уже до шокирующих цифр.
Физический объем платных услуг в прошлом году, по сравнению с предыдущим, возрос на 3,8%, в то время как по розничному товарообороту прирост составил лишь символические 0,6%. Укажем, что объем потребления услуг в Армении составляет в среднем на душу населения $54 в месяц, или около 68% по отношению к показателю розничного товарооборота.
Несмотря на отмеченный выше рост общего показателя, на 0,9% сократился объем услуг по здравоохранению. Спад, конечно, незначительный, однако знаменательный. Навряд ли его можно объяснить улучшением состояния здоровья народа. Скорее всего, часть граждан, нуждающихся в этих услугах, за неимением финансовых средств предпочла отказаться от дорогостоящего лечения. Взамен небывалый показатель отметился по «гостиничным услугам и общественному питанию» – рост объема на 14,3%.
Поразительный рост объема (на 14,3%) отметился по продаже автомобилей, а также запчастей к ним и техническому обслуживанию. Интересно отметить, что показатель по автомобилям к объему розничного товарооборота соотносится в пропорции 1:19. Иначе говоря, считая в долларах, в среднем на каждые $19, затрачиваемых на покупку товаров, приходится $1, потраченных на покупку автомобиля, его запасных частей и техническое обслуживание.
Издержки усреднения чрезмерно разбросанных по величине показателей наглядно проявляются, если сравнить эти цифры с показателями розничного товарооборота на душу населения по областям, приведенными выше.
Этот парадоксы имеют свое простое логическое объяснение. Такое соотношение в показателях возможно при контрастной поляризации населения по доходам. То есть часть населения живет на предельном семейном бюджете, с минимальными затратами на покупку товаров, а другая позволяет себе роскошь (ибо автомобиль в Армении именно роскошь, а не только средство передвижения!) тратить деньги на личный транспорт и строительство особняков, а также на развлечения в соответствующих заведениях.
По оценке автора, порядка 150 тысяч семей в Армении обладают бюджетом, способным обеспечивать более или менее полный социальный стандарт потребления. Естественно, внутри данной группы имеется своя дифференциация по доходам, там присутствует «ограниченный контингент» олигархов, есть многочисленный «средний класс». Замыкают список относительно «бедные» богачи. Но всех их объединяет одно качественное отличие от прочих граждан: реальная возможность наращивать уровень потребления товаров и услуг, даже при заметной инфляции.
Одновременно, у свыше полумиллиона семей бюджет относительно ограниченный, и резкий рост цен неминуемо сужает их реальную покупательную способность. Спрос потребителей данной группы отличается от первой ярко выраженной эластичностью. Проще говоря, подорожание товаров и услуг приводит к сокращению их потребления. Это и есть та часть населения, которая в принципе может быть недовольна нынешней экономической ситуацией в стране.
Реформы у нас, само собой разумеется, проводятся, но в данном направлении как то половинчато и неэффективно. И приоритеты в развитии экономики вроде бы определены – туризм, информационные технологии и тому подобное… (Кстати, волнения в Египте со всей очевидностью доказали, что одной лишь туристической индустрией, даже такой мощной, как в этой стране, повысить уровень благосостояния народа трудновато…) Только недавно (и наконец-то!) к ним присоединилось годами пребывающее в забвении многострадальное сельское хозяйства! Однако, несмотря реформы и приоритеты, раскол в обществе на богатых и бедных еще более углубился…
Хотя наш народ и не любит бунтовать, все интересы его не стоит игнорировать. Поэтому первостепенной задачей государства является нивелирование денежных доходов населения, с использованием для этого всех доступных средств и методов. Таковых же имеется предостаточное количество, и велосипед нам изобретать не надо. Классический пример – Швеция, в которой эффективно используется полный их набор, и благодаря этому катаклизмы, подобные египетским, практически исключены.
Альберт Хачатрян