Национальная статистическая служба Армении обнародовала данные о состоянии механизации сельского хозяйства страны, по состоянию на 1 января 2011 года. Цифры, приведенные в данном документе, могут поразить воображение несведущего в нашем сельском хозяйстве читателя. И в самом деле, у нас насчитывается свыше 14,8 тыс. тракторов, плюс к ним 15,6 тыс. грузовых автомобилей. Зерноуборочных комбайнов больше 1,4 тыс. единиц, тракторных сенокосилок – 1,9 тыс. единиц. Впору задаваться вопросом, много это мало, для 339 тысяч фермерских хозяйств? На первый взгляд, вроде бы неплохие показатели. Тем более, что специалисты констатируют, что такой армады тракторов не было даже в благодатное колхозное прошлое. Статистики в докладе приводят также показатели находящейся в исправности сельскохозяйственной техники. Эти цифры также вселяют оптимизм в светлое будущее механизации сельского хозяйства. Исправных тракторов, в процентах к общему их парку, насчитывается 78,4% , тех же грузовых автомобилей – 76,0%, зерноуборочных комбайнов – 81,0%, тракторных сенокосилок – аж 87,4%, и так далее, в том же духе. В общем, процент неисправной техники, по всем ее видам, не доходит до 30%. Вопрос в том, что можно считать «исправной» техникой. Если трактор, советского еще производства, во время посевных работ засевает поле своими гайками да болтами, а мотор ежеминутно глохнет на ходу, то он в принципе классифицируется как «исправный». Двигается все же, а не в виде запасных частей ржавеет во дворе. Так что «исправность» — понятие растяжимое. Проблема в том, что подавляющая часть сельскохозяйственной техники, доставшейся в наследство фермерам после распада коллективного хозяйства, имеет довольно-таки солидный срок эксплуатации. Как отмечают эксперты, из тех же 14,8 тыс. тракторов лишь менее 6% находится в пределах нормативного срока эксплуатации. Та же картина, как можно с уверенностью предположить, наблюдается и по другим видам сельскохозяйственной техники. Понятно, что последняя, с ее 20-и и даже 30-летним «стажем» эксплуатации, даже находясь в «исправном» состоянии, систематически выходит из строя, а из-за изношенности ходовой части расходует чересчур много горюче-смазочных материалов. Так что владельцам подобной техники приходится дополнительно тратиться на ее ремонт и повышенный расход тех же горюче-смазочных материалов. Неутешительная ситуация со сельскохозяйственной техникой является прямым результатом раздробления крупных хозяйств. Известно, что в среднем на одного фермера приходится около $4 тыс. валовой продукции отрасли. Понятно, что в этих условиях не приходится даже мечтать о покупке дорогостоящей техники. Да и абсурдно для среднего фермера тратить десятки тысяч долларов (в эквиваленте) на приобретение техники в полном комплекте, для обработки одного-единственного гектара земель. В советское время проблему нехватки техники решили созданием машинно-тракторных станций (МТС), которые обслуживали сразу несколько колхозов-совхозов. Новое, это хорошо забытое старое, и идея эта вроде бы возрождается. Ныне экс-министр сельского хозяйства Герасим Алавердян в прошлом году выразил надежду на создание МТС, что дало бы возможность эффективно использовать наличную технику для обработки земель. Другим путем эффективного решения вопроса механизации отрасли, как известно, является кооперация фермерских хозяйств. Нынешний глава министерства сельского хозяйства недавно обещал поспособствовать созданию уже в текущем году нескольких десятков показательных кооперативов. Претворится ли в жизнь эта радужная идея, или же разделит горькую судьбу других благих намерений, покажет ближайшее будущее.
Альберт Хачатрян