Когда в начале 2008 г. одна из крупнейших бирж мира – NASDAQ OMX Group – приобрела фондовую биржу Армении и центральную депозитарию, все ожидали, что рынок капитала возродится. Было весьма немного экономистов, указывавших на то, что реальные причины недоразвитости рынка капитала в Армении более глубинны, они носят системный характер, и изменение биржевого оператора не может решить этих проблем. Лучшее, что может делать «НАСДАК ОЭМЭКС Армения» – продвигать вперед рынок облигаций.
Прошедшие 2 года доказали, что рынок капитала не любит излишней романтики. Некоторая активизация на рынке облигаций сопровождалась полной пассивностью на рынке акций, хотя на эти процессы оказал определенное влияние мировой финансово-экономический кризис. Но, независимо от кризиса, армянский рынок капитала похож на жабу, которой отрезали лапки, но ожидают, что она прыгнет.
Тем не менее, в 2010 г. на Фондовой бирже Армении было новшество. По словам директора биржи Армена Меликяна, главным достижением 2010 г. было открытие платформы по торговле кредитными ресурсами, где коммерческие банки продают друг другу однодневный кредитный ресурс. Планируется увеличить срок продаваемых кредитов до 1 или 3 месяцев.
На других биржевых платформах относительная пассивность продолжается. На рынке корпоративных облигаций даже был отмечен спад в 70% (достигнув 2,25 млрд. драм). Это и неудивтительно – высокие проценты государственных облигаций препятствуют формированию рынка частных облигаций. Неслучайно в 2010 г. по части государственных облигаций был отмечен двойной рост в объемах торговли, что составило 5,6 млрд. драм.
Что же касается главного инструмента рынка капитала – торговли акциями– то здесь нет повода для утешений.
Правда, объем торговли акциями вырос на 30%, однако директор биржи А. Меликян признает, что сделки примерно на сумму 124 млн. драм – это не «достаточные объемы». По мнению А. Меликяна, основная миссия биржи – обеспечивать публичность рынка капитала. «Пусть не случится так, что однажды мы встанем и увидим, что объекты стратегического значения оказались в руках чужих»,– на встрече с журналистами сказал директор биржи. К сожалению, так оно и есть, и мы не видим механизма, по которому биржа могла бы устранить эту тень. Другое дело, что интерес общественных и деловых кругов к бирже должен быть увеличен. Только неясно, кто должен делать это. Есть несколько инвестиционных компаний, которые особо не любят заниматься пиаром и вообще оставили себя вне общественного внимания.
А. Меликян сказал, что нужно создать круг аналитиков. Передовые инвесторы Европы и Америки так и делают, и это очень способствует росту интереса к биржам. Однако неясно, кто в Армении должен заинтересовывать эти аналитические центры.
Другими словами, армянский рынок капитала не готов делать прыжки.
Самвел Авагян