Армения недостаточно настойчиво продвигает свои предложения по карабахскому урегулированию, даже когда они совершенно верны. Об этом пишет Владимир Казимиров, посол, первый заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, глава посреднической миссии России, участник и сопредседатель МГ ОБСЕ (1992-1996 годы) в опубликованной в «Дипкурьере» статье «Карабах и новый саммит ОБСЕ. Можно ли сплошными отказами решить конфликт?».
В Статье в частности говорится, что ОБСЕ взялась урегулировать этот конфликт в 1992 году. Спустя полгода после бессрочного перемирия, достигнутого в мае 1994 года при посредничестве России, Будапештский саммит ОБСЕ принял самое субстантивное решение по Карабаху, поручив сопредседателям Минской группы ОБСЕ (уже 13 лет это Россия, США и Франция) провести переговоры между сторонами — Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом — для заключения соглашения о прекращении вооруженного конфликта. Формат переговоров вытекал из его конфигурации, ОБСЕ видела в Нагорном Карабахе одну из его сторон. В Будапеште Баку не возражал, а в войне 1991-1994 годов сам не раз подписывал документы не с Ереваном, а именно со Степанакертом. Да и окончательный статус Нагорного Карабаха (главный спорный вопрос) без его участия не решить. Потом, опасаясь признания НК, Баку стал вытеснять его из переговоров. Армяне недоучли это, а ОБСЕ забыла о своих же решениях.
Дипломат напомнил, что сопредседатели при активной роли России ведут переговоры лишь между Баку и Ереваном и только о принципах урегулирования. Пока их не согласуют, не перейдут к мирному соглашению. Нелегко договориться и по принципам, ибо позиции сторон в главных вопросах еще полярны. Стремясь к независимости Нагорного Карабаха, армяне требуют зафиксировать хотя бы механизм и сроки определения его статуса — юридически обязывающим волеизъявлением населения Нагорного Карабаха. Уже более 20 лет он неподконтролен Азербайджану, но тот считает его своим и не думает всерьез проводить там референдум, ссылаясь на свою Конституцию 1995 года (там допущен лишь общенациональный референдум). Азербайджан сводит «изъявление воли» не более чем до автономии и затягивает его по срокам. Взаимное недоверие заставляет армян максимально прояснять все, что касается статуса Нагорного Карабаха.
«Азербайджан абсолютизирует свою территориальную целостность, хотя принцип — не абсолют. У ОБСЕ с 1975 года 10 равноценных принципов. Особо ценный для армян принцип самоопределения народов Баку выворачивает в территориальный спор, перекрывает требованием вернуть семь районов вокруг Нагорного Карабаха, да и его самого (вместе это почти 14% территории Азербайджана, хотя там твердят, будто 20%). Основа урегулирования в Карабахе — принцип неприменения силы и угроз силой (зря не добавлен к трем принципам и четвертый — мирное разрешение споров — он укрепил бы непринятие силы)», — пишет Казимиров.
По его словам, реальная картина сложна и весьма противоречива. Оккупация в наш век нетерпима, но ее породили просчеты руководства Азербайджана в жажде разбить армян, его упорное нежелание скорей покончить с той войной. Жаль, что так произошло. Но еще нетерпимее угрозы развязать новую войну, каков бы ни был предлог. Хуже войны тут нет вариантов. Впрочем, угрозы Баку помогают армянам оправдывать удержание «пояса безопасности Нагорного Карабаха», используя его и в тяжбе вокруг статуса. Призывы и приготовления АР к войне не дают вывести конфликт из военной плоскости в политическую и правовую, а в той армянам не с руки оставлять самые короткие и уже основательно укрепленные рубежи. Под угрозой атак с более надежных позиций не уходят. Сдать любой район для них равнозначно прорыву линии обороны. Для их ухода необходимо полностью исключить военные действия. Как раз к этому и стремятся международное сообщество, ОБСЕ и посредники — почти все, кроме Баку.
По его словам, Армения переживает трудное время, особенно в плане социально-экономическом и внутриполитическом. Но давление извне дало обратный эффект, обостряя мнение не готового к уступкам общества, что осложняет переговоры, мешает руководству Армении проявлять гибкость. Отстранение от переговоров ужесточает настрой и в Нагорном Карабахе. Притязания армянских радикалов на занятые земли, их жесткие ответы Баку не усиливают, а ослабляют позиции армян в международном сообществе. Ереван недостаточно настойчиво продвигает свои предложения, даже когда они совершенно верны.
«Перед Астаной Дмитрий Медведев и Сергей Лавров продолжают настойчивые усилия, чтобы сблизить позиции сторон по базовым принципам и добиться если не прорыва, то хотя бы сдвига. Методически важную роль сыграют наметки сроков тех или иных мер. Ради доработки принципов может потребоваться сдвиг ряда шагов «на потом»: на фазу разработки соглашения или еще дальше. «Дорожная карта» полезна для обеспечения последовательности и взаимоувязки действий сторон, но для ее разработки и выполнения необходим хотя бы минимум их взаимного доверия, а есть ли он? В последнее время Баку требовал от армян согласия с обновленными Мадридскими принципами, принятыми им «с некоторыми исключениями», — пишет дипломат.