Минобразования Армении вплотную взялось за искоренение коррупции в сфере образования

Министерство образования и науки Армении по поручению премьер-министра Тиграна Саркисяна разработало двухлетнюю программу антикоррупционных мероприятий в системе образования страны. Она накануне была представлена главе правительства, который ее одобрил и поручил провести публичные обсуждения документа с привлечением различных институтов гражданского общества и соответствующих бенефициариев. Программа в ближайшем будущем будет размещена на официальных сайтах правительства Армении и Министерства образования и науки.

Как отметил министр образования и науки Армении Армен Ашотян, коррупционные риски в системе образования концентрируются, в основном, в общеобразовательной и вузовской сферах. В сфере общего образования риски проявляются в виде денежных сборов, сигналы о которых до сих пор поступают по горячим линиям Министерства. Как правило, собираемые средства в размере от нескольких сот до нескольких тысяч драмов, направляются на решение текущих вопросов в классах или в школах в целом, однако они не санкционированы законом, и руководство школ не имеет право проводить подобные сборы.

Основные риски в вузовской системе проявляются в ходе промежуточных и выпускных экзаменов, и уровень вузовской коррупции, согласно общественному мнению, не снижается. Общество выражает также недовольство процессом вступительных экзаменов. При этом Ашотян с некоторой долей удовлетворения отметил, что данный процесс в последнее время заметно улучшился после внедрения более объективных и прозрачных механизмов оценки, и в течение последних четырех лет в обществе резко снизился уровень общественного недовольства.

Антикоррупционная программа, разработанная Министерством, состоит из 16-ти мероприятий, которые представлены с учетом графика реализации и ответственных органов.

 

Правовые реформы и повышение качества управления

В Армении действует множество законов, подзаконных актов и порядков, в которых до сих пор есть двусмысленные и расплывчатые формулировки, позволяющие злоупотреблять и спекулировать этим и способствующие проявлению коррупционных рисков. Поэтому, по убеждению министра, в этом направлении в течение двух лет следует осуществить очень резкие правовые реформы.

«Национальное Собрание в текущем году уже одобрило законодательный пакет «О высшем образовании», который включает серьезный антикоррупционный компонент, однако этого недостаточно. «Законодательное поле в сфере образования должно быт четким, жестким, не допускающим двоякой интерпретации для исключения попирания прав соответствующих бенефициариев в различных школьных и вузовских административных звеньях», — подчеркнул Ашотян.

Министр поделился мнением о том, что коррупционные риски зачастую концентрируются там, где низок уровень управления, и отметил, что восполнение этого пробела будет вестись во всей образовательной системе от министерства вплоть до вузов, школьных советов и колледжей.

«В частности, Государственная инспекция по образованию в этом году впервые осуществит проверку в соответствующем областном управлении, а со следующего года эти проверки пройдут в образовательных управлениях в Ереване и во всех областях республики», — сообщил он.

 

Новые механизмы финансирования

Министерство намеревается провести уточнение действующих и внедрить новые механизмы финансирования, которые будут находится в прямой зависимости от качества образования. Школы, колледжи и вузы в течение ближайших двух лет будут финансироваться по новым механизмам, в основе которых будет заложен не столько действующий ныне механический подход финансирования, сколько подход, основанный на качестве результатов обучения.

В этой связи глава Минобрнауки пояснил, что те школы, колледжи и вузы, которые продемонстрируют «измеримое», как он выразился, качество образования, будут получать высокое финансовые отчисления. И наоборот, те учебные заведения, которые не смогут обеспечить должного качества, не получат соответствующих денежных средств.

А повышение качества образования, само по себе, приведет к резкому сокращению коррупционных проявлений в системе. «Если учреждения поймут, что благодаря их качественной работе они смогут получить средства для своего дальнейшего развития – это станет самым лучшим стимулом для обеспечения успеха в антикоррупционных программах», — сказал Ашотян, обосновав свою уверенность соответствующим европейским опытом.

 

Усиление контроля и прозрачность в отчетности

Рычаги, которыми располагает Министерство в вопросе контроля за образовательным процессом, пока еще слабы, в частности, Государственная инспекция по образованию законом уполномочена проводить проверки только в учреждениях начального профессионального образования – в детских садах, школах и училищах, а колледжи и вузы в течение последних пяти лет находились вне контроля Инспекции.

«Мы планируем осуществить соответствующее законодательное изменение, которое позволит Инспекции инспектировать все учебные заведения», — сказал Ашотян.

В планах Министерства также входит создание трех территориальных центров Госинспекции по образованию, два из которых будут находиться на севере, а один на юге страны, поскольку отсутствие подобных филиалов препятствует оперативной реакции на нарушения законов в областях.

Образовательное ведомство за последние два года проделало огромную работу, и социологические опросы свидетельствуют о том, что осведомленность населения о работе Минобрнауки является самой высокой среди остальных ведомств. «Однако здесь также есть поле для работы, в частности, по линии внедрения новых технологий для информационных каналов», — считает Ашотян.

 

Привлечение институтов гражданского общества и повышения значимости науки в обществе

Соответствующие бенефициарии, школы, вузы и колледжи, общественные организации и СМИ, а также родительские комитеты должны находиться в более тесной связи с Министерством в ходе реализации антикоррупционных стратегий. «У нас есть удачный опыт в этом вопросе – при министре образования был создан соответствующий Совет общественного надзора за проблемами в специальных школах, и оба вопроса, поднятые этой структурой, были решены в течение 2010 года», — сказал Ашотян, подчеркнув, что общественные институты могут оказать неоценимое содействие Министерству в реализации различных направлений проводимой политики.

Министерство при содействии СМИ и ряда телеканалов намерено проводить общественную кампанию, в рамках которой, в частности, будут демонстрироваться видеоролики и проводиться циклы телепередач. «Школьников и студентов следуют поощрять к получению знаний во избежание существующих ныне тенденций в обществе, когда те, кто получают знания, сами в этом не заинтересованы», — добавил министр.

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.