В последние годы строительство малых ГЭС в Армении получило большой размах. По данным Комиссии по регулированию общественных услуг, в настоящее время действует 60 лицензий по строительству малых ГЭС. Если в 2003 г. на долю малых ГЭС выпадало 3% от производимой в Армении электроэнергии, то в 2008 г. – уже 6%. В Министерстве энергетики и природных ресурсов Армении надеются, что через несколько лет этот показатель достигнет 9%, хотя некоторые специалисты скептически относятся к таким прогнозам.
Тем не менее, в сфере малых ГЭС и вообще возобновляемой энергетики Армении накопился ряд проблем, которые блокируют приток инвестиций.
Международная финансовая корпорация (IFC) при поддержке Министерства финансов Австрии начала реализовать «Программу финансирования стабильной энергетики Армении». Руководитель этой программы Тигран Парванян 9 ноября представил журналистам основные проблемы в сфере возобновляемой энергетики Армении.
Часть проблем связана с законодательством. В 1997 г. был принят закон «Об энергетике», который, по мнению Парваняна, стал серьезным стимулом для развития возобновляемой энергетики. В частности, закон утвердил, что в течение 15 лет государство гарантирует покупку электроэнергии, производимой объектами возобновляемой энергетики. По словам Парваняна, это уникальный случай в мире. Тем не менее, в законе есть статьи, нуждающиеся в редактировании. Например, Парванян назвал «смешной» статью 27, по которой ограничивается право владельца малой ГЭС продавать более 25% акций ГЭС (это можно делать только по разрешению Комиссии по регулированию общественных услуг). Эксперт Международной финансовой корпорации считает, что в случае очень малых ГЭС (мощностью до 7 мВт) нужно снять это ограничение.
Другая законодательная проблема связана с разрешением на водопользование, которое выдает Министерство охраны природы сроком на 3 года. Зарубежным специалистам непонятно, почему разрешение выдается на 3 года, если правительство гарантирует деятельность малых ГЭС на 15 лет.
Если для армянских бизнесменов нетрудно продлевать разрешение, то вопросы, связанные с регулированием водозабора, действительно вызывают беспокойство. Закон дает такое размазанное определение, что те, кто эксплуатируют ГЭС, берут воду по желанию, ставя под угрозу всю экосистему.