Как и кто в Армении платит налоги: эксперт

Недавно были озвучены довольно радужные прогнозы относительно будущего года в Армении. В частности, руководитель постоянной Комиссии по экономическим вопросам парламента Армении, депутат от правящей Республиканской партии Армении (РПА) Вардан Айвазян привел кое-какие данные по валовому внутреннему продукту (ВВП), бюджетному дефициту, а также налогах…

Понятное дело, избранник народа оперировал не своими личными экономическими выкладками, а просто обнародовал плод напряженной работы соответствующих министерств и ведомств страны. Из обилия этих данных определенный интерес вызывает прогноз соотношения налоговых доходов государственного бюджета к ВВП, который является своеобразным барометром дел в налоговой сфере.

Как известно, данный показатель годами буксует на низком уровне, свидетельствующем о неполном сборе налогов, уклонении от таковых, а также серьезных пробелах в налоговой политике. Прогресс же в данном направлении выражается в том, что указанное соотношение с 17,01% текущего года возрастет аж до… 17,02% в будущем году. Всем понятно, что если мы будем двигаться такими черепашьими темпами, то где-то к середине третьего тысячелетия у нас будет наконец-то достигнуто нормальное соотношение налогов к ВВП. 

Сам Вардан Айвазян видит зло в том, что большую часть налоговых доходов (примерно 80%) государства обеспечивают лишь 3 тысячи хозяйствующих субъектов, из более чем 100 тысячной армии таковых. То есть крупные предприниматели платят налоги, а вот малые и средние явно уклоняются от этой почетной обязанности.

В реальности же, как следует полагать, от данной обязанности не прочь улизнуть все бизнесмены, как малые, так и крупные, а также средние. Но, все же приведем лишь одно авторитетное мнение – бывшего постоянного представителя Всемирного банка в Армении, который посоветовал нашим властям обратить внимание на «тень» в горнорудной промышленности. А ведь в этой отрасли, как мы знаем, малых предприятий не имеется…

Однако истинное зло, фундаментального характера, заключается не в малых и средних предприятиях, и даже не в крупном бизнесе. Проводимая ныне налоговая политика напоминает постройку дома на довольно шатком фундаменте. А именно – особый упор в налоговой политике у нас делается на сбор НДС. Казалось бы, какая разница, с чего удерживать налоги – с оборота компаний, или же личных доходов их собственников?!

Но разница, причем довольно существенная, есть. Общеизвестно, что, скажем, налог на добавленную стоимость (НДС), вместе с акцизным, в принципе платят потребители товаров и услуг. Чем интенсивнее налоговики будут взымать НДС, и чем больше будет ставка акцизного налога, тем больше будут платить за товар или услугу покупатели. То есть навар «продавца», каким был, таким и остается… А вот сколько с этого навара бизнесменов удерживается подоходного налога, остается лишь гадать.

Согласно информации Национальной статистической службы, в общем объеме налоговых доходов государственного бюджета страны удельный вес подоходного налога в январе-сентябре текущего года составил лишь 12,8%. Между тем в развитых странах этот показатель доходит вплоть до 40% (!).

Столь большая разница объясняется двумя факторами. Во-первых, наша «прогрессивная» шкала подоходного налога выглядит довольно-таки скромно на фоне аналогичных ставок развитых стран. В частности, максимальная величина нашей ставки налога более чем в два раз ниже, чем в тех же развитых странах. Во-вторых, сама политика государства в этой сфере и механизм сбора подоходного налога оставляют желать намного лучшего.

Наиболее эффективный вид удержания подоходного налога – его сбор у источника. По линии наемных работников удержания аккуратно и четко осуществляются бухгалтерией организаций. А что касается их работодателей, то здесь сплошной хаос.

Институт декларирования личных доходов у нас вроде бы внедрился, но не тотально, а лишь для «ограниченного контингента» лиц. И все же, несмотря на это, данный институт не «работает»… То есть потенциально мощный источник доходов государства не фактически задействован…

Рост сбора налогов, зафиксированный в текущем году, преподносится как очередной крупный успех налоговиков. Но какими средствами этот успех достигнут? Прирост налоговых доходов государства в январе-сентябре текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 69,2 млрд. драмов, из коих 47,8 млрд. драмов (или же 69,0%) были обеспечены за счет именно НДС.

Как известно, отдельные виды налогов за импортированные товары взимаются прямо на таможне, при пересечении границы. Этот шаг продиктован не от хорошей жизни. После ввоза импортерами товаров налоговикам трудно контролировать ход реализации этих товаров, и взимать соответствующие налоги. Вот и приходится выколачивать эти налоги, образно говоря, «у кассы».

Не случайно из общей суммы уплаченных в январе-сентябре текущего года 1000 крупнейших налогоплательщиков страны примерно  48,6% (то есть почти половина!) была удержана как раз на таможне. Естественно, в спешке оформления документов допускаются ошибки, и также естественно, в пользу государства.

Правда, после уточнения, государству все-таки приходится возвращать налогоплательщикам переплаченные суммы. Не всем сразу, конечно, а лишь поэтапно. Поэтому долг государства хозяйствующим субъектам достиг астрономических величин. К примеру, в августе текущего года общая сумма переплаты только по линии НДС составила порядка 52,6 млрд. драмов. Таковы издержки побед на фронте сбора налогов…     

Заблаговременное удержание части налогов на таможне приводит к сокращению на какой-то период времени собственных оборотных средств компаний-импортеров, что негативно отражается на их коммерческой деятельности. Может, тут нет прямой связи, но все же нелишне отметить, что по линии прибыли дела отечественного бизнеса плохи. Во всяком случае, такой плачевный вывод можно сделать из динамики налога на прибыль.

Так, по итогам за январь-сентябрь текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма уплаченного в государственный бюджет налога на прибыль сократилась на 3,8 млрд. драмов, или на 6,0%. Вследствие этого удельный вес этого налога в общих налоговых доходах государства снизился с 17,6% до 13,9%, то есть на 3,7 процентных пункта…  

Альберт Хачатрян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.