То обстоятельство, что Армения не указана в турецкой концепции внешних угроз, не означает, что отношение этой страны к Армении в корне изменилось. Об этом в беседе с корреспондентом NEWS.am заявил тюрколог Ваграм Тер-Матевосян, комментируя новую стратегию, принятую Советом национальной безопасности Турции.
«Следует отметить, что «Политический документ национальной безопасности» считается документом, содержащим государственную тайну. Появление этой информации в СМИ говорит о переосмыслении турецкой политики в отношении Армении».
Согласно Тер-Матевосяну, Турция использует этот фактор для того, чтобы оправдать политическую линию архитектора внешней политики Турции Ахмеда Давудоглу, проводимую им на протяжении последних лет. «Внешняя политика Эрдогана и Давудоглу пользуется значительным авторитетом как в Турции, так и за ее границами, следовательно если Армения или какая-либо другая страна-сосед в прошлых формулировках была бы отмечена в этом списке, то в предвыборном году это могло бы бросить тень на достижения Давудоглу», — отметил эксперт, добавив: «Следует также отметить, что в новом документе в отличие от предыдущих, военные принимали минимальное участие, вместо этого чувствуется почерк правительства и других политических ведомств».
Тер-Матевосян также зафиксировал, что этот политический документ будет в пользовании до 2015 г., следовательно отказ от поляризованных и стереотипных формулировок в ближайшие несколько лет в отношении соседей позволит Турции выступить с новыми инициативами. «Более того, нельзя исключать, что Турция начнет искать рычаги для того, чтобы страны, не включенные в список, со своей стороны предприняли определенные шаги с целью удалить неконструктивные формулировки в ее адрес. Например, в 2007 г. Турция выразила похожее желание во время разработки «Военной доктрины» Армении, однако ее желания были несовместимы с нашими интересами и восприятием национальной безопасности».