Нередко в статьях экономического толка, для оценки рынка зерна и связанного с последним рынка хлеба механически сравниваются показатели объемов импортированного зерна и его производства в Армении. В результате не искушенным в экономике читателям преподносятся выводы о том, что заметная часть товарных ресурсов формируется за счет местного производства. Отсюда сам по себе напрашивается другой «законный» вывод — о том, что цена произведенного в республике товарного хлеба хотя и во многом, но все же не полностью зависит от цен импортируемого зерна.
По данным официальной статистики, в прошлом году в Армении было произведено немногим менее 198,1 тыс. тонн пшеницы, а импортировано почти что в два раз больше – 376,8 тыс. тонн. В итоге две трети ресурсов пшеницы (65,5%) в стране было обеспечено за счет поставок извне.
Отметим, что в силу исторических традиций у нас в подавляющем большинстве для выпечки хлеба используется именно пшеница. Доля других зерновых в производстве хлеба незначительна, и ее можно не принимать во внимание. Исходя из средних нормативов перевода зерна в муку, а последней – в хлеб, объема импортированной в прошлом году пшеницы достаточно для производства примерно 340 тыс. тонн хлеба.
По данным опять же официальной статистики, в прошлом году было произведено 297,6 тыс. тонн хлеба. Разница между расчетным показателем, приведенным выше, и фактическим, составляет более 40 тыс. тонн, в пользу импорта. При этом необходимо учесть, что в официальных данных учитывается также объем производства хлеба в домашних условиях (каковое явление особенно распространено в наших селах).
Как правило, сельчанами используется зерно собственного производства. В силу этого обстоятельства, как впрочем, и других факторов, уровень товарности производимого в фермерских хозяйствах зерна довольно низкий (по итогам прошлого года, в среднем нашими фермерами продано лишь 15,3% собранного зерна).
Куда же девается неиспользованное для производства хлеба импортированное зерно? Часть продается в розничной торговой сети, в виде муки, часть используется в пищевой промышленности, для производства макаронных и кондитерских изделий. К примеру, объем производства макаронных изделий в прошлом году составил 2,4 тыс. тонн.
Сопоставление вышеприведенных данных приводит к однозначному выводу: товарный рынок страны намного больше зависит от ввоза зерна, чем этого можно было бы предположить из соотношения объемов местного производства и импорта. Следовательно, влияние мировых цен на состояние национального рынка носит предопределяющий характер, а цены на конечный продукт – хлеб, полностью зависят от цен на зерно в тех странах, откуда мы его импортируем. И местное производство зерна, как фактор, не играет практически никакой роли в механизме ценообразования хлеба, а лишь сокращает объем покупательного спроса на хлеб.
Между тем мировые цены на пшеницу, и другие зерновые культуры, неуклонно и скачкообразно повышаются. Хотя эксперты авторитетного ведомства, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ранее намекали на то, что особых причин для опасений не имеется, кое-какие факты говорят об обратном. Поэтому точка зрения упомянутых специалистов на проблему, с учетом последних событий, несколько изменилась.
Так, в недавно опубликованном докладе ФАО «Перспективы урожая и продовольственная ситуация» указывается на резкий рост цен на зерно. В США, к примеру, пшеница успела подорожать, по сравнению с прошлым годом, на 55%, в отдельных странах Европы – аж на 80%.
Судя по информации, помещенной на сайте «Казах-Зерно», в кратном размере возросли цены на экспортируемое из Казахстана зерно. В зависимости от условий поставки (DAF, FOB или СРТ) и класса пшеницы, экспортные цены в октябре текущего года, по сравнению с ноябрем прошлого года, увеличились от 1,7 раза до 2,5 раза. Российское зерно, которое в основном и импортируется в Армению, также ощутимо подорожало…
Вся эта информация говорит о том, что нас ожидает довольно-таки тяжелая проблема с хлебом, а также хлебопродуктами. Главное для нас, естественно, хлеб, который является основным поставщиком калорий в рационе питания жителей Армении. Во всяком случае, об этом свидетельствуют расчеты по продовольственному набору минимальной потребительской корзины.
Если ранее повышение цен на импортированное зерно, рост тарифов на природный газ многими производителями компенсировалось снижением, по сравнению с декларированным, фактического веса штучного хлеба, то теперь этот трюк навряд ли пройдет. Не то килограммовый хлеб будет напоминать обычные булочки…
Альберт Хачатрян