Общеизвестно, что экономику многих стран буквально разрушают коррупция и взяточничество. Иностранные эксперты, анализируя ход реализации программ международных финансовых структур в этих странах, в числе главнейших причин их провала выделяют как раз коррупцию. Менее исследована, или практически вообще не изучена связь между коррупцией и инфляцией.
Разгул цен, наблюдаемый за последнее время, заставил призадуматься не только общественность, но и власти. На прошлой неделе, в ходе визита 23 октября в Ширакскую область, президент страны заявил, что вне зависимости от причин, рост цен всегда неприятен, но обнадежил, что будут приняты кое-какие меры для их обуздания.
На той же неделе уже премьер-министр, в связи с утверждением правительством проекта документов об изменениях в законах РА «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», высказался в том духе, что наши граждане должны знать, кто является собственником акционерных обществ.
Казалось бы, эти два заявления не имеют ничего общего… Однако, если вникнуть в проблему со взлетом цен, то определенная связь имеется. Помимо алчности и жадности «отдельных» торговцев, первопричиной необоснованного роста цен можно считать и коррупцию, в придачу со взяточничеством. Пора развеять миф о том, что «подношения» даются из личных доходов. На самом деле бремя взяток взвалено на само общество, как в моральном, так и чисто материальном плане.
Если докопаться до источников формирования доходов бизнесменов, не брезгующих взятками, то дойдем до семейных бюджетов конечных потребителей товаров и услуг. То есть цена каждого товара включает, помимо себестоимости и «нормальной» прибыли, некую долю сумм взяток. Понятно, ни один предприниматель не согласится урезать свои личные доходы ради «благого» дела, а скорее скомпенсирует подобные расходы ростом цен на свою продукцию или услуги.
Другая сторона взаимосвязи между коррупцией и высокими ценами заключается в следующем: сверхвысокие доходы бизнесменов от дутых цен на товары или услуги провоцируют высокопоставленных чиновников на получение определенной мзды от этих доходов, в обмен на «крышу». Нежелание же поделиться «доходами» грозит вполне предсказуемыми последствиями для упрямцев…
Как известно, одним из эффективных методов борьбы с коррупцией является прозрачность. Как деятельности коммерческих компаний, так и личных доходов самих бизнесменов и высокопоставленных чиновников. К сожалению, в данном вопросе успехи у нас мизерные. Процесс декларирования личных доходов, вкупе с расходами, который объективно может ограничить «левые» потоки финансовых средств, у нас носит чисто формальный характер и своим целям не служит. Из любопытства нелишне знать о том, кто является истинным собственником крупной компании. Однако гораздо интереснее (и нужнее!) знать и о доходах — как самой компании, так и ее владельца!
Но, помимо личных доходов владельцев, непрозрачна и деятельность самих коммерческих компаний. Некоторое представление о доходах последних можно получить косвенно, из периодически публикуемой Комитетом по государственным доходам информации о крупнейших налогоплательщиках Армении. Однако этого, естественно, недостаточно.
Не имея достоверной информации о личных доходах крупных бизнесменов и доходах их компаний, рядовым гражданам остается лишь гадать, какие подводные потоки финансовых средств имеются в нашей действительности…
Между тем одним из эффективных барьеров для подобных «потоков» служит тотальный переход к безналичным расчетам, как для компаний, так и граждан. Но в этом отношении у нас царит полный хаос, везде и повсеместно используется «нал», причем даже при довольно-таки крупных сделках. Это и является благодатной почвой для беспрепятственного и безнаказанного «перераспределения» денег между вовлеченными в незаконные сделки «гражданами», в их числе чиновниками. Как можно полагать, система безналичных расчетов абсолютно неприемлема как для тех бизнесменов, так и высокопоставленных чиновников, основной доход которых носит «левый» характер.
В ходе борьбы с теневой экономикой была внедрена практика использования при денежных расчетах контрольно-кассовых машин. Правда, не повсеместно, и к тому же при активном противодействии незаинтересованной в этом стороны… Но процесс, несмотря на это, продвигался. По уверениям руководящих работников Комитета по государственным доходам, сия практика дала положительные результаты, позволяющие оценивать истинный оборот крупных торговых фирм, да и мелких магазинов тоже. Но увы, «тень», каковой была, практически на том же уровне и осталась. Опять же остается гадать, как это так получилось…
Сверхвысокие цены беспрепятственно процветают, когда общественность лишена возможности контроля над ними. А для подобного контроля требуется соответствующая информация, которой нет. То есть она имеется, но для широкой общественности находится за семью замками. Здесь мы сталкиваемся с таким феноменом, как «коммерческая тайна». В принципе любая фирма может объявить коммерческой тайной любую информацию о своей деятельности, в том числе относящуюся к ценообразованию. После этого разговоры об обнародовании фокусов с ценами благополучно завершаются.
Географическая ось коррупции (нарастающая к югу и снижающаяся к северу) отнюдь не обрекает нас на фатальную ее непреоборимость. Классический пример «южного» Сингапура, где этот бич современного общества некогда процветал, а затем, жесткими мерами, был сведен к минимуму, должен вроде обнадеживать… Так что, если власти всерьез намерены противодействовать инфляции, то просто обязаны, в качестве одного из важнейших компонентов этой борьбы, сократить до минимума масштабы коррупции и взяточничества в стране…
Альберт Хачатрян