Что происходит с севанской рыбой

Проблем, связанных с многострадальным Севаном, предостаточно. Конечно, в этом нет вины нашего уникального водоема, по запасам пресной воды второго горного озера в мире. В этом отношении наша страна уступает только Перу и Боливии, которые поделили знаменитое озеро Титикака.

Во всех бедах Севана замешан так называемый антропогенный фактор. Проще говоря, человек. Достаточно вспомнить утопические прожекты вековой давности почти что полного использования вод Севана для нужд орошения сельскохозяйственных земель. Затем эти же воды стали интенсивно использоваться для выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях, каскадом построенных на вытекающей из озера реке Раздан. Столь же плачевной оказалась судьба аборигенных пород рыб, так называемых «эндемиков», а также «чужака» сига.

Как раз о рыбах, ресурсы которых в Севане порядком оскудели, пошла беседа автора этих строк со специалистом, директором Института гидроэкологии и ихтиологии НАН Армении Борисом Габриеляном.    

Севан всегда выделялся своим самобытным водным миром, в котором присутствовали три вида эндемичных рыб – ишхан, когак и беглу (усач). В целях заполнения пустующей экологической ниши, в 20-ых годах прошлого века в озере был акклиматизирован сиг, завезенный из Ладожского и Чудского озер России. В горном Севане сиг трансформировался в гибридный вид, и его икру, в производственных целях, впоследствии желали приобрести рыбоводческие хозяйства нашего северного соседа.

В конце же 80-ых случайно (а может, и намеренно…) в Севан были занесены карп и карась. Карп, из-за не благоприятных для себя условий существования, в озере особо не распространился.  А вот для карася те же самые условия оказались благоприятными. Эта неприхотливая особь успешно размножилась, заняла по объему ресурсов одно из лидирующих мест в озере, в силу чего автоматически вошла в группу рыб промышленного лова.

К сожалению, в пищевом отношении карась не считается ценной породой рыб. Так что особых причин радоваться его внедрению в водную фауну озера не имеется. Тем более, что с экологической точки зрения карась для Севана является нежелательной рыбой, поскольку по кормовой базе и воспроизводству конкурирует с эндемичными видами – когаком и беглу.

По мнению Бориса Габриеляна, уровень работы соответствующих государственных ведомств по предотвращению интродукции (преднамеренного или случайного переселения) чуждых Севану пород рыб неудовлетворительный. Так, в 2005 году в устье впадающей в Севан реки Дзкнагет была обнаружена новая рыба – тарехик, или армянская быстрянка.  По всей вероятности, тарехик был занесен в озеро Севан «усилиями» рыболовов-любителей. Вскоре «новичок» стал стремительно завоевывать новое для себя пространство.

Всего лишь пять лет спустя, то есть в 2010 году, эта рыба была выловлена уже в прибрежной полосе вблизи города Севан. Отметим, что армянская быстрянка распространена практически во всех реках и природных водоемах Армении, в том числе высокогорных. Исключением до недавнего времени был лишь Севан. Теперь ситуация изменилась. Как и карась, тарехик считается нежелательным для озера видом. Питаясь зоопланктоном в устьях рек и в прибрежной полосе озера, армянская быстрянка тем самым конкурирует с мальками ценных пород севанских рыб.

Помимо всего прочего, тарехик не имеет промыслового значения, из-за небольших размеров. Так что ничто не мешает росту его популяции в озере. По всей вероятности, в силу высокой приспособляемости к внешним условиям, эта рыбешка вскоре освоит всю прибрежную полосу Севана, а также устья впадающих в него рек.

Другая проблема связана с рыбоводческими хозяйствами, расположенными поблизости от озера. По словам Габриеляна, проникновение в озеро разводимых этими хозяйствами радужной форели и кармрахайта может иметь крайне нежелательные последствия для ихтиофауны, а, следовательно, и для всей экологической системы озера.  

К примеру, радужная форель, являющаяся хищным видом, может питаться мальками эндемичных рыб, в том числе внесенными в Севан для искусственного воспроизводства. Другой нежелательный вид, кармрахайт, способен скрещиваться с особями аборигенной расы гегаркуни, поскольку периоды и места размножения их совпадают.

Вследствие этого генофонд гегаркуни может быть утерян, а его восстановление в будущем будет стоить немалых усилий и материальных средств. Поэтому лучше не откладывать меры для решения этого вопроса. Для этого считается необходимым проведение детального учета рыб в указанных выше хозяйствах, и реализация строжайших мер по недопущению их проникновения в озеро Севан. 

Естественно, беседа не обошлась без ностальгических воспоминаний о севанском сиге. Согласно данным, полученным институтом в ходе исследований озера, на грани исчезновения находятся не только рыбы-аборигены, но и акклиматизированный сиг. По сравнению с 80-ыми годами прошлого столетия, продуктивность рыб сократилась в 50 раз.

В более близкой ретроспективе, за период с 2005 года по 2009 год, биомасса сига сократилась с 600 тонн до 180 тонн. А ныне этот показатель вообще скатился до чисто символической однозначной цифры. Такая судьба постигла сиг, который всего лишь десяток лет назад предлагался покупателям буквально на всех улицах столицы республики. 

Сокращение популяции рыб негативно влияет и на состояние экологии водной системы озера. Кормовая база используется не полностью, вследствие чего интенсивно накапливаются органические вещества и ускоряется нежелательный процесс эвтрофикации (то есть «цветения» озера, грозящего ухудшением качества воды и непригодностью ее для использования в питьевых и хозяйственных целях). В общем, проблем, которые проистекают вследствие упомянутого антропогенного фактора, целый букет.

Институт, в целях улучшения ситуации и восстановления популяции рыб, разработал комплекс конкретных мероприятий. Но, реализуются ли эти мероприятия, или же будут преданы забвению, которому в свое время подверглись многие идеи оздоровления нашей экономики, покажет время.

 

Альберт Хачатрян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.