Долгожданные парламентские выборы в Армении прошли на редкость спокойно, без психологических эксцессов, присущих подобного рода мероприятиям в странах молодой постсоветской демократии.
Политическим силам, по обыкновению призывавшим братьев и сестер осознать всю судьбоносность исторического момента, в целом, не удалось взбудоражить и подзадорить избирателей, внести смятение в их души и сомнения в верности принимаемого решения.
Общество, неумолимо перевоплощающееся в предвыборный период в электорат, предпочло практичность и прагматизм пассионарному всплеску.
Молчание знак согласия?
В парламент Армении прошли шесть политсил самой разной идеологической направленности.
Немного статистики: правящая Республиканская партия Армении по итогам выборов по пропорциональной системе набрала свыше 44% голосов (663 240 голосов), за ней идет коалиционная партия «Процветающая Армения» — 30,20% (454 686 голосов), третьим — Армянский национальный конгресс (партийный блок) –7,10% (106 912 голосов). «Наследие» набрало на выборах 5,79% (87100), Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн – 5,73% (86 302), «Оринац Еркир» — 5,49% (82 690).
Вместе с депутатами-мажоритариями РПА получит в парламенте около 70 мандатов в 131-местном парламенте вместо прежних 63. Говоря языком бизнеса, к правящей партии перейдет блокирующий пакет акций. Формально, республиканцам для формирования правительства никакой коалиции не требуется. Теоретически, эта партия может провести через парламент любой законопроект, преодолевая всяческое сопротивление оппозиции.
Еще одним примечательным фактом является то, что три коалиционные партии набрали порядка 80% голосов. Является ли это своеобразным, общенародным вотумом доверия правительству или очередным проявлением общественного прагматизма, должны ответить эксперты. Но самым любопытным является не столько сухие цифры итогов голосования, сколько угрюмое молчание основных участников выборного процесса.
Нынешние парламентские выборы, фактически, стали повторением аналогичного процесса 2007 года. Но тогда в Армении как таковой не было оппозиции. Только зародившаяся партия «Наследие» лишь набирала обороты, и успех правящих сил не вызывал ни у кого сомнения.
В 2012 году в выборах участвовали сразу три оппозиционные политические силы — возглавляемый первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном Армянский национальный конгресс, Дашнакцутюн — социалистическая партия патриотического толка и «Наследие», не скрывающая свои симпатии к западным ценностям.
Причем, у АНК были далеко идущие планы — занять как можно больше мест в Национальном Собрании и перенести с улиц в парламент продолжающуюся с переменным успехом уже четыре года борьбу за смену власти. Сторонники Тер-Петросяна говорили даже о возможности запуска процесса импичмента. Но этим мечтам не суждено сбыться. По официальным данным ЦИК, АНК с трудом преодолел 7-ный барьер, необходимый для прохождения в парламент.
Амбиционными были и планы других политических сил, в том числе и коалиционной партии «Процветающая Армения» (ППА), возглавляемой одним из крупнейших армянских предпринимателей Гагиком Царукяном. Учитывая размах предвыборной программы ППА и созданную по всей стране широкую филиальную сеть, в партии наверняка рассчитывали на результаты, намного превышающие 30%.
Но, тем не менее, нынешние политические процессы почти уникальны в двадцатилетней истории проведения общереспубликанских выборов. Это один из немногих случаев, когда та или иная сила не заявила еще до окончания голосования о непризнании их итогов. Более того, не было каких-либо внятных комментариев — положительных или отрицательных, и на следующий день после выборов. Ремарки, пущенные отдельными политическими деятелями через подконтрольные СМИ — не в счет, речь об официальной позиции той или иной партии.
Складывается четкое ощущение, что у политических сил пока нет четкого понимания того, как прошли выборы — хорошо или плохо. Похоже, это восприятие прямо пропорционально количеству мест в парламенте и отводимым кускам будущего «правительственного пирога». Возможно поэтому, молчание сегодня стало для политических сил золотом, во всех смыслах этого слова.
Вразумительные рассуждения ожидаются хотя бы во вторник, через два дня после выборов, когда уже оглашены их результаты и обнародованы оценки международных наблюдателей, носящие, в основном, положительный, иногда нейтральный, а местами и критический характер, с указанием отдельных недостатков, не носящих катастрофического характера.
Возможно, что первым свою позицию представит Армянский национальный конгресс. Оппозиционному партийному блоку просто придется это сделать, так как сегодня состоится митинг возглавляемого Тер-Петросяном движения, запланированный еще до выборов… А там, глядишь, к процессу внесения ясности присоединятся и другие партии.
Гагик Багдасарян, политический обозреватель агентства "Новости-Армения"
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: АМИ «Новости-Армения»