The Harvard International Review: Шансы Азербайджана в карабахском конфликте соизмеримы с концом нефтяного бума

NEWS.am приводит статью Алека Расизаде, опубликованную в The Harvard International Review, со значительными сокращениями:

«В войне между Азербайджаном и Арменией в 1988–1994 гг. из-за спорной территории Нагорного Карабаха, населенного армянами, но расположенного в пределах Азербайджанской ССР, Азербайджан потерял 20% своей территории. Армяне создали Нагорно-Карабахскую Республику (НКР), которая объявила о своей независимости от Азербайджана 6 января 1992 г. Каспийский нефтяной бум с 2005 года укрепил позицию Азербайджана в конфликте. Однако это преимущество обречено на исчезновение в 2011–2019 гг. параллельно с сокращением запасов нефти в Азербайджане.

После смерти президента Азербайджана Гейдара Алиева в 2003 году напряжение отношений между Арменией и Азербайджаном стало усиливаться. Его сын, новый президент Азербайджана Ильхам Алиев, пригрозил применить силу, чтобы вернуть Нагорный Карабах, а перестрелки вдоль линии фронта умножились. Президент Армении Серж Саргсян ответил на предупреждение Алиева 2 декабря 2010 года на саммите ОБСЕ в Астане. Саргсян пригрозил официально признать НКР, как независимое государство, если Алиев попытается использовать силу, чтобы вернуть анклав и другие контролируемые армянами территории вокруг него.
 
Насколько реальна угроза возобновления этой войны в Закавказье? Победившая армянская сторона вполне довольна статусом-кво в Карабахе, где она достигла всех стратегических целей до прекращения огня в 1994 году. Потенциал азербайджанской стороны зависит не только от его военной мощи и патриотического бахвальства, но больше всего от гражданского морального духа и социального благополучия населения, которое не очень желает отвоевывать Нагорный Карабах из-за нынешней политической ситуации и социальной несправедливости в Азербайджане.
 
Современный Азербайджан является типичным нефтегосударством, управляемым классической ближневосточной деспотией, где политическая (и экономическая) власть сосредоточены в руках правящей семьи. Эта власть передается по наследству. Экспорт нефти принадлежит правящей семье – этот факт был раскрыт в серии депеш американского посольства в Баку, опубликованных Wikileaks.

Нефтедобыча обеспечивает 85% доходов государственного бюджета Азербайджана, составляет 78% ВВП страны и 92% экспорта Азербайджана. Другими словами, Азербайджан полностью зависит от нефтяных доходов в вопросе его противостояния Армении, военных расходов, обеспечения его населения, основанного на импорте продовольствия, и последующей политической стабильности. Львиная доля доходов от продажи нефти обеспечивается группой из трех морских месторождений нефти, Азери-Чираг-Гюнешли, обнаруженной до провозглашения независимости Азербайджана советскими геологами в Каспийском море.

Таким образом, размышления о перспективах Азербайджана как внутри страны, так и в Карабахе, связаны с полной зависимостью страны от этих трех месторождений: с их неизбежным истощением экономическая сила Азербайджана будет затухать, что в свою очередь уменьшит его шансы на разрешение карабахского вопроса с помощью силы.

Информация о запасах в этих месторождениях является государственной тайной в Азербайджане, однако многочисленные зарубежные источники нефтяной промышленности свидетельствуют, что при нынешних темпах добычи три основных месторождения будут исчерпаны к 2019 году.

Азербайджан не разработал какого-либо альтернативного источника экономического дохода, сопоставимого с текущими доходами от экспорта нефти. Более того, вместо модернизации промышленных предприятий советской эпохи, он снес старые фабрики и заводы, чтобы очистить землю для офисных зданий и торговых центров, где граждане нефтегосударства должны были тратить свои нефтедоллары. Однако Баку не является ни новым Кувейтом, ни новым Дубаем: его нефтяной бум закончится в течение нескольких лет. Закрытая политическая система прекрывает путь для важных обсуждений вызовов периода после бума и порождает чувство апатии и самоуспокоенности.

Международное давление, которое правительство Азербайджана пытается оказывать на великие державы в разрешении карабахского конфликта, используя свою добычу нефти в качестве рычага внешней политики, является более важным, чем гонка вооружений. В 1994 году Гейдар Алиев надеялся, что интерес Запада к энергетическим ресурсам сыграет свою роль в его пользу в этом вопросе. Но, грубо говоря, политическое влияние миллионной армянской общины в Соединенных Штатах противодействует мощному лобби большой нефти в Вашингтоне, которое продвигает азербайджанские интересы.

Таким образом, стратегия по нанесению поражения Армении дипломатическим путем руками жаждущих нефти великих держав провалилась. Ни Европейский Союз, ни Соединенные Штаты не увеличили свою поддержку Баку в так называемом Минском процессе ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Этот стратегический провал стал причиной пересмотра в Баку дипломатического воздействия азербайджанской нефти на Запад, и оба Алиевых обратились в сторону Москвы, пытаясь манипулировать Соединенными Штатами и НАТО с помощью российской карты. Россия по-прежнему является сильнейшей военной державой в регионе, но ее способности контролировать события гораздо слабее, чем отмечают большинство наблюдателей.

Из-за экономической и стратегической незначительности для Запада в будущем Азербайджан должен стать более реалистичным в своих притязаниях на Нагорный Карабах, так как его способность убедить великие державы будет уменьшаться одновременно с истощением запасов нефти в 2011–2019 гг».

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.