Все чаще понятие «конвергентность» становится синонимом кардинальных преобразований в медиа-сфере. Как эти процессы затрагивают армянскую журналистику, какие возможности открывают перед традиционными СМИ, агентство «Новости-Армения» попросило прокомментировать директора программы «Альтернативные ресурсы в медиа», члена Академии Российского телевидения, лауреата премии ТЭФИ 2010 года Манану АСЛАМАЗЯН.
«Новости-Армения» — Сегодня многих волнует вопрос о том, как будет развиваться современная журналистика, и что происходит с традиционной журналистикой в контексте развивающихся альтернативных медиа?
М.Асламазян — Сегодня традиционные СМИ находятся в процессе интенсивного поиска новой бизнес-модели, но в любом случае, им не избежать конвергенции. Уже трудно представить какое-либо традиционное СМИ — газету, информационное агентство или радио, которое работало бы в чистом виде. Так, газеты открывают сайты, число посетителей которых порой превышает тиражи этих самых газет. Они стараются с одной стороны быть оперативными, с другой — аналитическими. Радио тоже без сайта представить невозможно. Растет число конвергентных редакций, где под одним зонтиком действует и газета, и радио, и Интернет-сайт, и телевидение, и СМС-служба. Они объединяются вокруг одного бренда, холдинга, собирают максимальное количество аудитории. На мой взгляд, зарабатывание в одном месте и перераспределение доходов в другом — это в экономическом смысле будущее журналистики.
Что касается журналистики как таковой, то я думаю, что сейчас нельзя оставаться просто журналистами какого-то конкретного типа СМИ. Надо обладать всеми навыками мультимедийной журналистики. Уметь не только подготовить текст, но и немедленно выложить его на сайт, сделать фото, видео-сюжет, затем положить все это на звук, если есть радио — передать эту информацию на радио, а в вечерних новостях передать ее с комментарием какого-то аналитика. То есть журналист уже ведет тему в течение всего дня, которую он обогащает, развивает, добавляет. Эти материалы можно рассматривать с разных сторон, они делаются для разных платформ, для разных носителей. Конечно, работа с одной стороны становится сложнее, но с другой — интереснее, и именно в такой модели медиа-бизнеса мне видится способ выживания традиционных СМИ. И еще было бы очень хорошо, если бы традиционные СМИ могли бы придумать, каким образом им вовлечь в свою орбиту блоггеров, сделать их народными журналистами.
«Новости-Армения» — Но можно делать какие-то проекты, например, выводить новости на мобильные телефоны?
М.Асламазян — Это перспективный бизнес с учетом того, что в Армении есть 3G, и люди действительно смотрят Интернет через мобильные телефоны, но только не армянские сайты, потому что они, за редким исключением, плохо загружаются. Поэтому, и это задача номер один, надо сделать так, чтобы человек мог заходить на армянские сайты из любой точки страны и читать новости.
«Новости-Армения» — Вы относительно недавно приехали в Армению, но за эти несколько месяцев сумели изучить ситуацию. Какое у вас сложилось впечатление об армянской журналистике, какие пути развития, на ваш взгляд, могли бы быть наиболее реальными с учетом специфики нашей страны?
М.Асламазян — На самом деле, мне трудно быть судьей. Сказать, что такое -то издание хорошее или плохое, и чем оно отличается от другого — мне сложно. Но, как мне кажется, благодаря наличию некоторого количества частных бизнес-интересов есть хотя бы некоторое разнообразие в эфире или газетах. По крайней мере, на некоторые жизненные вопросы можно получить разные точки зрения. Но, к сожалению, есть темы, которые закрыты для армянского общества, и никто о них не размышляет.
В Армении есть определенная политическая конкуренция, но даже при этом есть серьезный властный контроль. Ситуация в Армении в каком-то смысле лучше, чем, предположим, в Таджикистане или в Казахстане. Но мне кажется, что Армении нужна настоящая политическая конкуренция, основанная на разных подходах к вопросам, касающимся улучшения жизни. Легко заработать деньги на таких беспроигрышных темах, как, например, патриотизм. Но необходимо, чтобы конкуренция велась вокруг того, как отремонтировать дорогу, улучшить качество жизни, повысить пенсии, платить налоги, дать хорошее образование.
Надо перестать оглядываться в прошлое. Надо идти в будущее и пытаться жить в ладу со всеми соседями. Нужна позитивная, взаимоуважающая чужие точки зрения конкуренция, чтобы принимать правильные решения. Но этого, к сожалению, нет. А раз так, тогда нет и журналистики, которая бы про это писала.
«Новости-Армения» — И что можно в этой ситуации рекомендовать?
М.Асламазян — В последнее время я опасаюсь давать какие-то советы, потому что, когда я спорю или пытаюсь что-то изменить, то натыкаюсь на очень большое сопротивление. Люди не хотят слушать критики со стороны, и получается, что я, как бы, чужая. Но мое отношение продиктовано только лишь любовью к моей стране.
И дело даже не в критике. Самое главное, что у армянских журналистов отсутствует вера в свои силы. Я была в самых разных жизненных ситуациях, но осталась оптимисткой, верящей, что если очень хотеть, то можно всего добиться. Я очень хочу, чтобы молодые армянские журналисты не были бы заражены вирусом цинизма, недоверия, пессимизма, чтобы они шли в эту профессию с желанием перевернуть мир. И главное, чтобы на их пути встретились умные владельцы и редакторы, потому что одно без другого не получится.
Можно быть сколь угодно хорошим журналистом, но если нет серьезного института редакторства, нормального менеджмента в медиа-бизнесе, то ничего не получится. Когда это бизнес, ты знаешь, что зарабатываешь на этом, и качество твоего продукта, который ты продаешь, это качество правды, качество критичности, морали, взвешенности и оперативности. Хорошее качественное медиа не врет, не разжигает национальной розни, быстро информирует, дает тебе несколько точек зрения, развлекает тебя и не опускает до обезьяннего состояния. Это доброкачественный, а не тухлый продукт. Мне очень хочется, чтобы в Армении было так. Недавно я была на одной пресс-конференции, а потом вечером посмотрела репортажи оттуда. Каково же было мое изумление, когда я на нескольких каналах увидела, что сюжет переворачивает сообщение, изложенное на пресс-конференции, на 180 градусов. У меня был шок. При этом я ведь не новичок и всякое повидала в технологиях производства новостей. Но мне всегда казалось, что когда дистанция между тобой и аудиторией, между тобой и коллегами короче, чем на очень больших национальных каналах, то врать должно быть труднее.
«Новости-Армения» — На ваш взгляд, кто из масс-медиа мог бы стать для нас неким ориентиром, к которому мы должны стремиться?
М.Асламазян — Если подходить реально, взяв, к примеру, российский рынок, надо, чтобы было бы такое электронное информационное издание, как Газета.ру, где соседствуют очень серьезная аналитика с быстрыми новостями, где есть яркие колумнисты. Чтобы в Армении было бы такое радио, как «Эхо Москвы», где есть фантастически хороший сайт и замечательное радио, представлены все точки зрения в одном месте. На армянском рынке радио я такого пока, к сожалению, не вижу. Мне бы хотелось, чтобы были телепередачи как на канале «Дождь», где современный стиль соседствует с серьезным содержанием, и молодежь его с удовольствием смотрит.
Конечно, Армении надо сохранить свою индивидуальную культуру, и в этом нет сомнения, но эту индивидуальную культуру надо воспринимать в общемировом контексте. У нас ничего не выйдет до тех пор, пока мы не перестанем иронизировать над чужими ценностями, над тем, что нам непонятно. Надо вдуматься в эти процессы, хотя конечно, все это делается не сразу.
Источник: АМИ «Новости-Армения»