Связи между турецким и армянским народами улучшаются, несмотря на закрытые границы, благодаря проектам гражданского общества. Об этом заявила исследователь Алин Озинян, которая известна своим исследованием «Положение армянских нелегальных мигрантов в Турции», пишет турецкая «Today`s Zaman». Озинян, армянка из Турции, подчеркнула, что в дополнение к многочисленным проблемам, которые есть у нелегальных армянских мигрантов, работающих в стране, на них неблагоприятно влияет и то, что они оказываются в центре внимания, когда растет напряженность в армяно-турецких отношениях. В интервью «Today`s Zaman» она представила положение нелегальных армянских мигрантов в Турции и свою текущую работу, проводимую для Турецко-армянского совета по развитию бизнеса (TABDC). Приводим отрывок из этого интервью:
Одна из проблем касается образования детей этих незаконных мигрантов. Мы не видели каких-либо шагов в этом направлении, не так ли?
Нет, не видели. Дети армян-мигрантов часто не продолжают свое обучение после приезда в Турцию, а те, кто родился здесь, не имеют официального свидетельства о рождении. Поскольку в Турции нет армянского консульства или посольства, эти дети оставлены без идентичности или национальности. В настоящее время существует подпольная школа в Стамбуле, где около 70 детей получают образование у армянских учителей-добровольцев. У этих детей должна быть возможность пойти в школы армянского меньшинства в городе.
Что еще можно сделать?
Если Турция хочет, чтобы эти люди остались здесь, то она могла бы выдать разрешения на работу тем, кто был здесь в течение определенного количества лет. Если Турция не хочет, чтобы эти люди были здесь, то она может изменить свой визовый режим и сделать более трудным для армянских граждан въезд в Турцию. Однако у турецкого правительства специфичное понимание вопроса. Для Анкары является хорошим жестом, проявлением доброй воли то, что эти мигранты не депортируются. Эти армянские мигранты стали инструментом внешней политики Турции. Не рассматривается то, что речь идет о человеческих жизнях.
Проекты гражданского общества между Турцией и Арменией, кажется, изменили то, как армяне воспринимают турок?
Восприятие, стереотипы действительно начали изменяться вверх дном благодаря работе, проделанной гражданским обществом. На самом деле, даже если граница закрыта, торговля, проекты и даже любовь процветают между двумя обществами. Один из моих друзей рассказал мне, что турок и армянин, которые встретились во время одного проекта Европейского Союза, влюбились друг в друга. Границы не могут поставить барьеры перед человеческими чувствами.