NEWS.am приводит статью Джеффа Келли Ловенштейна, опубликованную в американской «Vivelohoy» на испанском языке, с некоторыми сокращениями:
Президент Турции Абдулла Гюль с саммита НАТО в понедельник пришел в редакцию американской газеты «Chicago Tribune». Разговор длился более часа и охватывал темы от новой Конституции Турции и ее отношений с Ираном, Ираком и Израилем до арабской весны и имиджа США в мире.
Все это – важные вопросы, и, как всегда, это было преимуществом услышать мысли Гюля о них. Также было интересно услышать его мысли о другом ключевом вопросе – продолжающемся отрицании Геноцида армян со стороны турецкого правительства.
В Турции является преступлением, определенным статьей 301 Уголовного кодекса, утверждать, что систематические убийства 1,5 млн. армян, начавшиеся 24 апреля 1915 года, имели место на самом деле.
Однако, критикуя законопроект во Франции, вносивший уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян, Гюль сказал, что свобода слова является «основой всех свобод».
Я спросил Гюля, планирует ли его правительство устранить это препятствие, и когда оно положит конец в своей стране отрицанию Геноцида армян. Этот вопрос мог бы привести к судебному преследованию, если бы я жил в Турции.
Гюль сказал, что открытое обсуждение Геноцида армян в Турции существует. «Люди могут свободно говорить то, что хотят, об армянском вопросе, – сказал он через переводчика. – Говорить об этом возможно».
Может быть возможно, но эти разговоры имеют последствия. Статья 301 не является абстрактным понятием, а положением закона, которое применялось в отношении десятков журналистов и писателей за последнее десятилетие.
Вот некоторые из наиболее выделившихся случаев. В 2005 году в отношении лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука было возбуждено уголовное дело по данной статье. Основанием для обвинения было то, что Памук дал интервью швейцарскому еженедельнику «Das Magazin», в котором заявил, что «миллион армян и 30 тысяч курдов были убиты на этой земле». Затем он был оштрафован почти на $4000 за свои комментарии.
В 2006 году в отношении писательницы Элиф Шафак было возбуждено уголовное дело за комментарий о вымышленном персонаже в романе «Внебрачный сын Стамбула» со ссылкой на резню армян как на геноцид.
Гюль, который понимает английский, вернулся к своему отрицанию геноцида со словами сочувствия. В один момент во время разговора он говорил об «общей боли и страданиях», с которыми столкнулись армяне и турки.
Гюль сказал, что убийства армян не были как убийства во время Холокоста, – заявление, с которым Адольф Гитлер мог бы не согласиться.
Всего лишь за неделю до вторжения в Польшу, приведшему ко Второй мировой войне, Гитлер задал свой знаменитый вопрос о том, кто помнит об уничтожении армян.
В конечном утверждении Гюля турки, а не армяне, представляются как жертвы в борьбе за историческую память. «Мы не должны использовать историю в качестве средства обучения будущих поколений ненависти», – сказал он.