Осторожно нажимая янтарно-горячий алмаз к быстро вращающемуся полировальному кругу в новом заводе по переработке алмазов прямо в центре города, Геворк Мхитарян говорит, что он до сих пор помнит свой первый глоток канадского воздуха.
«Было минус 61 градус, когда мы приземлились в Йеллоунайфе в 2001 году, у меня перехватило дыхание,– рассказывает Мхитарян, делая паузу, чтобы проверить алмаз мощным увеличительным стеклом,– но мне понравилось. Это было красиво и так ново для меня».
Как сообщает канадская «The Gazette», Мхитарян был в составе группы из примерно 60 армянских огранщиков и полировщиков, которые приехали в Северо-западные территории Канады, чтобы работать в зарождавшейся отрасли обработки алмазов в Йеллоунайфе.
При советской власти Армения стала одним из главных центров СССР по обработке алмазов, где работали специалисты мирового класса в сфере обработки и полировки алмазов. Но после распада Советского Союза для пострадавшей от землетрясения Армении настали трудные экономические времена.
С их навыками, востребованными везде – от Ботсваны до Канады,– армянские огранщики присоединились к массовому исходу квалифицированных работников из Армении.
Мхитарян работал в Йеллоунайфе в течение двух лет, но в 2003 году он вернулся в Армению, чтобы жениться. Затем в 2006 году Канада вновь вызвала его. Он и еще 12 армянских огранщиков были приглашены для работы на заводе по обработке алмазов в Матане, маленьком городке на полуострове Гаспе, который надеялся стать столицей провинции в сфере обработки алмазов.
Алмазные мечты Mатана исчезли в связи с последствиями финансового кризиса 2008 года. Завод «Diarough», где работал Мхитарян, закрылся в 2009 году, и он переехал со своей женой и новорожденной дочерью в Монреаль.
Сегодня он один из пяти совладельцев компании «Melisende Diamonds Ltd.», небольшого цеха по полировке алмазов, который открылся в 2010 году с большими мечтами стать крупным игроком в развивающейся отрасли обработки алмазов в Канаде.