Музей старинных национальных ковров необходимо создать в Армении — директор Музея Параджанова
17 мая 2012, 17:41
Армения считается родиной ковроделия и нуждается в создании специального Музея старинных национальных ковров, считает директор Дома-музея Сергея Параджанова Завен Саркисян.
«Мы должны говорить о том, что Геноцид армян уничтожил не только людей, но и их искусство, которое было также присвоено другими. Нашим долгом является открытие в Ереване крупного музея к 100-летию Геноцида армян», — сказал Саркисян в четверг в Международном пресс-центре «Новости».
Саркисян подчеркнул, что каждый старинный армянский ковер имеет свою историю и технику, особенную для каждого отдельного региона, и при экспонировании этих ковров необходимо указывать места их создания, например, Киликия, Мокс, Ван, Малатия (территория современной Турции и историческая территория Западной Армении).
«Наши предки оставили нам огромное наследие, которым не обладают многие народы… Но мы ничего не делаем. Считается, что ковер придумали армяне, но у нас нет музея. Есть лишь огромные коллекции», — сказал Саркисян.
Он рассказал, что еще в советские годы из Армении ежегодно экспортировалось порядка шести тысяч квадратным метров старинных ковров.
По словам Саркисяна, владельцы старинных ковров, в основном, обменивали эти ценности, доставшиеся им от предков, в обмен на холодильники, швейные машины, а новые иностранные владельцы ковров не отмечали их национальной принадлежности.
Директор дома-музея подчеркнул, что собрать коллекцию армянских ковров удалось благодаря усилиям директора Музея народного искусства Армении Ваника Шарамбеяна, народного художника СССР Григора Ханджяна.
По его словам, те старинные ковры, которые экспонируются в ряде армянских музеев, представляют лишь незначительную часть культурного наследия, хранящегося в фондах этих музеев.
Армянское ковроделие прошло долгий путь развития, начиная с простых изделий, сплетённых на плетельных рамах различной формы до ворсовых узелковых ковров, ставших изысканными произведениями искусства.
Ковроделие относят к числу древнейших ремёсел, освоенных армянами. Характерной особенностью армянского ковроткачества является применение специфического вида вязки, особых узлов и высоты ворса. Особое внимание ткачи обращали на ровность и прочность боковых краёв, длина ковров доходила до шести метров.
Армянские ковры всегда ценились чрезвычайно высоко. Стены и полы дворца арабских халифов были покрыты армянскими коврами. Армянские ковры были украшением дворцов, ими измерялось богатство.
Армянские негоцианты, монополисты торговли коврами на международном рынке, вывозили ковры в Россию и Европу, так они достигали Москвы и Марселя, появились в Голландии и Венеции. Джотто и Караваджо, Рубенс и Рембрандт писали интерьеры с армянскими коврами.
Известные музеи хранят в своих коллекциях армянские ковры, в Лондонском музее Виктории и Альберта — ковёр XVII века, Метрополитен-музей в Нью-Йорке приобрёл ковёр XVI века, они также хранятся в Будапештском музее прикладного искусства, Лондонском музее текстиля и во множестве частных коллекций. Классические образцы ковров хранятся в Государственном историческом музее Армении, в этнографическом музее страны, а самый древний армянский ковер (5 век д.н.э.) ковер хранится в музее “Эрмитаж” в Санкт-Петербурге.
Музей старинных национальных ковров необходимо создать в Армении — директор Музея Параджанова
Армения считается родиной ковроделия и нуждается в создании специального Музея старинных национальных ковров, считает директор Дома-музея Сергея Параджанова Завен Саркисян.
«Мы должны говорить о том, что Геноцид армян уничтожил не только людей, но и их искусство, которое было также присвоено другими. Нашим долгом является открытие в Ереване крупного музея к 100-летию Геноцида армян», — сказал Саркисян в четверг в Международном пресс-центре «Новости».
Саркисян подчеркнул, что каждый старинный армянский ковер имеет свою историю и технику, особенную для каждого отдельного региона, и при экспонировании этих ковров необходимо указывать места их создания, например, Киликия, Мокс, Ван, Малатия (территория современной Турции и историческая территория Западной Армении).
«Наши предки оставили нам огромное наследие, которым не обладают многие народы… Но мы ничего не делаем. Считается, что ковер придумали армяне, но у нас нет музея. Есть лишь огромные коллекции», — сказал Саркисян.
Он рассказал, что еще в советские годы из Армении ежегодно экспортировалось порядка шести тысяч квадратным метров старинных ковров.
По словам Саркисяна, владельцы старинных ковров, в основном, обменивали эти ценности, доставшиеся им от предков, в обмен на холодильники, швейные машины, а новые иностранные владельцы ковров не отмечали их национальной принадлежности.
Директор дома-музея подчеркнул, что собрать коллекцию армянских ковров удалось благодаря усилиям директора Музея народного искусства Армении Ваника Шарамбеяна, народного художника СССР Григора Ханджяна.
По его словам, те старинные ковры, которые экспонируются в ряде армянских музеев, представляют лишь незначительную часть культурного наследия, хранящегося в фондах этих музеев.
Армянское ковроделие прошло долгий путь развития, начиная с простых изделий, сплетённых на плетельных рамах различной формы до ворсовых узелковых ковров, ставших изысканными произведениями искусства.
Ковроделие относят к числу древнейших ремёсел, освоенных армянами. Характерной особенностью армянского ковроткачества является применение специфического вида вязки, особых узлов и высоты ворса. Особое внимание ткачи обращали на ровность и прочность боковых краёв, длина ковров доходила до шести метров.
Армянские ковры всегда ценились чрезвычайно высоко. Стены и полы дворца арабских халифов были покрыты армянскими коврами. Армянские ковры были украшением дворцов, ими измерялось богатство.
Армянские негоцианты, монополисты торговли коврами на международном рынке, вывозили ковры в Россию и Европу, так они достигали Москвы и Марселя, появились в Голландии и Венеции. Джотто и Караваджо, Рубенс и Рембрандт писали интерьеры с армянскими коврами.
Известные музеи хранят в своих коллекциях армянские ковры, в Лондонском музее Виктории и Альберта — ковёр XVII века, Метрополитен-музей в Нью-Йорке приобрёл ковёр XVI века, они также хранятся в Будапештском музее прикладного искусства, Лондонском музее текстиля и во множестве частных коллекций. Классические образцы ковров хранятся в Государственном историческом музее Армении, в этнографическом музее страны, а самый древний армянский ковер (5 век д.н.э.) ковер хранится в музее “Эрмитаж” в Санкт-Петербурге.
Источник: АМИ «Новости-Армения»