Как известно, 26 января с Всемирным банком (World Bank) были подписаны три соглашения из кредитного пакета по политике развития стратегии партнерства с Арменией на 2009-2012 годы. Определенный интерес представляет одно из этих кредитных соглашений, согласно которому нам будет предоставлено $25 млн., на цели сокращения бедности в стране и развития экономики. Как явствует из официальных сообщений, это благодеяние проистекло из выполнения правительством Армении предусловий по «снижению уровня бедности и стимулированию экономики». Как именно «снижался» уровень бедности, и чего мы достигли в этом направлении, будет сказано далее.
Вначале же отметим, что деятельность Всемирного банка достойна, по меньшей мере, удивления. Ко всему прочему, организация сия финансирует в различных странах программы по борьбе с коррупцией. И, по иронии судьбы, выдаваемые им денежные ссуды сами стимулируют коррупцию. Понятное дело, что «нехилые» кредиты, выдаваемые как ВБ, так и другими международными финансовыми структурами, являются довольно лакомым куском для нечистых на руку чиновников. По этой причине, усугубляемой другими факторами, многие программы ВБ в «бедных» странах заранее обречены на провал.
Лет десять назад Комиссия, образованная Конгрессом США для оценки результатов деятельности международных финансовых организаций, пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Так что нам остается лишь гадать, в какую группу мы входим, неудачников или нет…
Вообще-то борьба с бедностью представляется довольно благодарной и плодотворной (для определенного контингента граждан) деятельностью. Как раз эта деятельность и является благородной миссией Всемирного банка, на сайтовских скрижалях которого начертано многообещающее заявление: «программа борьбы с бедностью ВБ направлена на создание в странах потенциала, необходимого для разработки и реализации эффективных стратегий сокращения масштабов бедности». Но, увы, независимые исследования приводят к обратному выводу…
За период с 1980 года по 2003 год кредиты и гранты ВБ получили свыше сотни «очень бедных» государств. Анализ исследовательского центра Heritage Foundation показал, что в 39 странах валовой внутренний продукт (ВВП) уменьшился, в 17 странах рост был минимальным (от нуля до 1%), а в 33 был не особо высоким (от 1% до 4%). Лишь 12 стран имели лучшие показатели экономического роста.
Еще хуже дела, как и следовало полагать, обстоят в самом «бедном» из континентов, Африке. Картина здесь, по словам независимых экспертов, просто удручающая: из 48 государств, получивших кредит ВБ, заметный экономический эффект был зафиксирован всего лишь в… трех странах! Таковым был итог кредитов, направленных на развитие экономики и сокращения бедности…
Возвращаясь к вопросу «феноменального» преодоления бедности в Армении, приведем кое-какие показатели, наглядно свидетельствующие, каким именно образом были достигнуты эти успехи. Как известно, экономический статус семей определяется минимальной продовольственной корзиной, и ее важнейшей составляющей – продуктовым набором. Семьи, в которых размер среднедушевого дохода в месяц ниже стоимости «корзины», классифицируются как «бедные». Если же доход меньше стоимости продуктового набора, то такая семья считается «очень бедной».
Итак, стоимость продуктового набора, суточная калорийность которого граничит с тривиальным голодом, составила в III квартале прошлого года ровно 19792,6 драмов (в эквиваленте — $54,2) в месяц на душу населения. Стоимость же минимальной потребительской корзины, исчисляемой по коэффициенту к продуктовому набору, достигла в указанном квартале 30678,5 драмов ($83,9) в месяц на ту же душу населения.
Среднемесячная номинальная заработная плата в сентябре прошлого года составила немногим менее 100,7 тыс. драмов ($275), то есть превышала по стоимости продуктовый набор в 5,1 раза, минимальную потребительскую корзину – в 3,3 раза. Таким образом, среднестатистическая семья, представленная родителями и двумя детьми, и живущая «на одну только зарплату», при условии лишь одного работающего в семье, автоматически подпадает под разряд «бедных».
Но, если в семье двое работающих, то они уже не «бедные», хотя среднедушевой доход при этом составляет мизерную величину – в эквиваленте около $4,5 в день. Понятно, что коллега нашего бедняка, среднестатистический «бедняк» в развитых странах, от такого показателя испытал бы серьезный шок. Однако сие обстоятельство, как можно полагать, абсолютно не волнует сотрудников ВБ, по методологии которого и составлена наша минимальная потребительская корзина, со всеми ее атрибутами.
Теперь становится понятным, каким образом бедность в стране удалось «преодолеть» буквально семимильными шагами, всего лишь за десяток лет сократив ее уровень с половины численности населения до 27,6% в докризисном для Армении 2008 году. Но, увы, кризисный для нас 2009 год показал всю иллюзорность картины этой борьбы.
Согласно бюджетным обследованиям Национальной статистической службы Армении, уровень бедности в указанном году, по сравнению с предыдущим годом возрос на 6,5 процентных пунктов, и составил 34,1%. По всей вероятности, инфляция прошлого года, опережающая темп роста среднемесячной номинальной заработной платы, еще более усугубила состояние с бедностью в стране.
Помимо всего прочего, столь резкий рост уровня бедности всего лишь за один год свидетельствует о ее глубине. Получается, что свыше двух сотен тысяч семей буквально балансировали на грани бедности, формально не считаясь «бедными». И с легкостью неимоверной сменили свой «престижный» статус на худший…
Глобальный экономический кризис, ударивший, в частности, по России, откуда поступала в Армению львиная доля частных денежных трансфертов, с предельной очевидностью прояснил, за счет именно чего был обеспечен феномен преодоления бедности в стране. Ведь, несмотря на отголоски мирового кризиса в нашей стране, среднемесячная номинальная заработная плата в указанном году возросла аж на 9,8%.
Кризис тогда негативно отразился лишь на величине среднемесячной заработной платы работников горнодобывающей отрасли (часть продукции которой ориентирована на экспорт), сократившуюся на 10,0%. Однако довольно высокая заработная плата в отрасли, даже в кризисном 2009 году в 1,8 раз превышающая средний по республике показатель, не дает оснований для предположений о переходе работающих в этой сфере в категорию «бедных».
Вывод однозначный: бедность в стране «преодолевается» отнюдь не за счет мероприятий, финансируемых ВБ, а в основном благодаря росту внешних частных денежных трансфертов, которые по отношению к валовому внутреннему продукту составляют уже свыше 10%.
Как следует полагать, подобные кредиты, увеличивающие наш и так непомерно высокий внешний государственный долг (в котором доля ВБ достигает 40%), не оказывают кардинального положительного влияния на развитие экономики страны и сокращение бедности в стране. Формальные показатели, наподобие «процента преодоления бедности», являются своего рода потемкинскими деревнями, за фасадом которых скрываются серьезные проблемы.
Альберт Хачатрян