В 2010 г. ситуация с правами человека в Азербайджане оставалась неблагополучной. Власти по-прежнему использовали уголовное преследование за диффамацию и другие способы запугивания и мести в отношении инакомыслящих журналистов.
Известный журналист продолжал отбывать наказание по сомнительным уголовным обвинениям, связанным с его профессиональной деятельностью. Парламентские выборы 7 ноября не соответствовали международным стандартам.
Сохранялись и другие серьезные проблемы, такие как ограничение свободы религии, собраний и ассоциации, а также пытки и недозволенное обращение в местах содержания под стражей.
Европейский суд по правам человека признал лишение свободы Эйнуллы Фатуллаева нарушением его права на свободное выражение своего мнения и призвал к его немедленному освобождению.
За первые шесть месяцев 2010 г. должностными лицами было инициировано 26 уголовных дел о диффамации в отношении журналистов и других критиков власти, по 14 из них судами был вынесен обвинительный приговор. Из 36 гражданских исков чиновников о защите чести и достоинства были удовлетворены 30.
На парламентских выборах 7 ноября правящая партия «Ени Азербайджан» получила подавляющее большинство: лишь одно из 125 мест занял явно оппозиционный кандидат. Избирательная кампания сопровождалась ограничением деятельности политических партий и свободного выражения политических взглядов через ущемление свободы собраний и ассоциации. Международные наблюдатели критиковали выборы как не соответствовавшие международным стандартам.
Власти ограничивали свободу собраний. Никаких митингов и демонстраций в центре Баку не разрешалось, несанкционированные акции быстро пресекались полицией. 26 апреля бакинской полицией были задержаны около 80 участников пикета в поддержку свободы выражения мнений и свободы собраний. Некоторых на автобусах вывезли на окраины столицы, других задержали на пять часов. Десяти задержанным были предъявлены обвинения в сопротивлении полиции и нарушении общественного порядка. Четыре дня спустя полиция ненадолго задержала несколько десятков политических активистов, собравшихся у Азербайджанской государственной нефтяной академии в связи с годовщиной трагедии 2009 г.
Правительство также вмешивалось в деятельность НПО. Министерство юстиции трижды отказывало в регистрации Центру развития телевидения и альтернативных СМИ. В августе полиция ненадолго задержала нескольких сотрудников штаба гражданского общества «Кура», оценивавших последствия наводнения на юге страны.
Все религиозные общины должны были не позднее 1 января 2010 г. пройти перерегистрацию в Госкомитете по работе с религиозными организациями. Невыполнение этого требования было чревато ликвидацией. Новую регистрацию получили 450 общин, в том числе 433 мечети и две протестантские церкви. В регистрации было отказано Бакинской баптистской церкви, католическому приходу, Адвентистам седьмого дня, Свидетелям Иеговы и др. Несколько мечетей, которым было отказано в регистрации, столкнулись с угрозой закрытия, в том числе бакинская мечеть Фатимы Захры и суннитская мечеть в Мушфигабаде.
Пытки и недозволенное обращение в местах содержания под стражей по-прежнему были распространенным явлением при сохранении безнаказанности. Азербайджанским комитетом против пыток, который занимается независимым мониторингом пенитенциарных учреждений, было получено свыше 150 жалоб на такие нарушения. Несколько сотрудников полиции были привлечены лишь к дисциплинарной, но не к уголовной ответственности. По меньшей мере в одном известном эпизоде 2010 г. в связи со смертью заключенного фигурировали заявления о недозволенном обращении.
В стране сохранялись политзаключенные. На момент подготовки этого доклада неправительственные источники называли цифры от 23 до 45, сюда входили госчиновники, предприниматели и оппозиционеры, арестованные накануне парламентских выборов 2005 г. и осужденные по делу о попытке государственного переворота.