Нередко, при попытке определить, сколько процентных пунктов необходимо набрать в 2011 году, для выхода на уровень докризисного для нас 2008 года, многие, даже высокопоставленные чиновники, путают методику расчетов. Причем последние — в пользу низких процентов, наподобие продавщиц, всегда «ошибающихся» в сторону недовеса взвешиваемого товара. Между тем, для расчета компенсации спада ВВП (14,4% в 2009 году), проценты роста каждого года не суммируются и даже не перемножаются. Ведь содержание процента, в данном случае ВВП, в зависимости от объема каждого года, имеют различный вес.
Фатальная линия диаграммы ВВП в прошлом году наглядно иллюстрирует снижение темпа роста в январе-ноябре до 102,6%… Напомним, что до этого, в январе-мае, были достигнуты довольно высокие, приближающиеся уже к двузначной цифре, показатели – 108,8%. Тогда, столь резкий рывок в подъеме экономики, после кризисного для нас 2009 года, дал основания для радужных прогнозов на годовой итог. Однако последовавшие вскоре после этого неблагоприятные тенденции в развитии экономики, связанные в основном с сельским хозяйством, заметно замедлили темп роста ВВП страны. И радужные прогнозы последовательно сменились более реальными оценками.
Теперь уже ставилась цель не превышения в будущем (а ныне – в текущем) 2011 году уровня 2008 года, как ранее уверяли «авторитеты» из числа высокопоставленных чиновников, а хотя бы достижения этого уровня. Ведь навряд ли «декабрь» серьезно повлияет на годовой показатель, имея в багаже скромный итог за прошедшие одиннадцать месяцев. Так что, при самом оптимистичном варианте, год, как можно предположить, закрылся на уровне тех же 102,6%, плюс около одного процентного пункта.
Если принять за основу указанные выше 102,6%, то ВВП страны, по отношению к тому же докризисному 2008 году, составляет всего лишь 87,8%, то есть разница достигает аж 12,2 процентных пунктов. Таким образом, нехитрый подсчет показывает, что для достижения в текущем году уровня ВВП докризисного года, темп прироста этого важнейшего макроэкономического показателя должен достигнуть 13,9%, по отношению в 2010 году.
То есть речь идет о довольно серьезном прорыве в экономике, а не о четырех процентах роста в 2011 году, о которых в недавнем прошлом разглагольствовал глава одного ведомства экономического блока. Эти «четыре» процента получились довольно интересным «методом». В этот период темп прироста ВВП составлял около четырех процентов, и путем нехитрого перемножения на опять же четыре процента получались 16%, которые якобы с лихвой компенсировали упомянутый выше спад ВВП в 14,4%… Но, к сожалению, математика отвергает подобные манипуляции с цифрами…
Проблематичным остается ситуация в сельском хозяйстве. Прошлогодняя гибель значительной части ожидаемого урожая плодов и овощей привела к вполне предсказуемым последствиям. Темп роста ВВП замедлился, цены на эти продукты подскочили до потолка… Вместе с этим, прошлогодние события в сельском хозяйстве в очередной раз продемонстрировали всю уязвимость отрасли перед капризами природы. А уязвимость эта, в свою очередь, является прямым следствием «отсутствия наличия» целенаправленной долгосрочной программы, призванной минимизировать ущерб растениеводству от этих капризов…
Кстати, интерес представляет позиция министерства сельского хозяйства. Когда собирается грандиозный урожай тех же плодов и овощей, то тут явно заслуга оного ведомства, а вот в провалах виноваты стихийные бедствия, разные природные катаклизмы…
Однако каким образом град «поспособствовал» ухудшению дел, скажем, в животноводстве, непонятно. Хотя независимые эксперты нашли конкретную причину неутешительного состояния данной отрасли, прямо связанную с деятельностью (а скорее — бездеятельностью) минсельхоза – неудовлетворительный уровень ветеринарии.
По расчетам, для выхода на уровень 2008 года, объем валовой продукции сельского хозяйства в текущем году должен возрасти, по сравнению с прошлым годом, примерно на 17,0%. Такой рост в принципе реален, учитывая некую цикличность растениеводства, и тех же природных неурядиц, а также низкий уровень базы прошлого года. Сдерживающим же фактором послужит тенденция замедления темпов роста в животноводстве. Добавим, что не наилучшим образом обстоят дела и в другой отрасли – рыбоводстве, где в прошлом году наметился ощутимый спад в объеме производства…
Особый интерес для граждан представляет проблема с ценами, столь обострившаяся в прошедшем году. Несомненно, что в наступившем году темп инфляции резко замедлится, ибо цены на многие товары уже перевалили за планку европейских «стандартов», и дальнейший такой рост просто абсурден. Хотя шансов маловато, но все же не исключен процесс, наподобие дефляции (повышение покупательной способности национальной валюты, вследствие снижения индекса потребительских цен).
Альберт Хачатрян