Гейдар Алиев координировал армянские погромы в Баку? Все говорит именно об этом

21 год назад в этот день в тогда еще многонациональном, но уже далеко не толерантном Баку начались трагические события, поразившие своей жестокостью весь мир: после очередного митинга национал-фашистского  Народного фронта Азербайджана несколько тысяч озверелых «людей» стали громить квартиры коренных армянских жителей города. Характерной чертой небывалых погромов по национальному признаку в столице одной из республик распадающегося, но еще существующего Советского Союза стало то, что нападения и убийства осуществлялись по заранее подготовленному плану – по спискам армянских жителей, вывешенным перед штаб-квартирой НФА.

В сегодняшнем «процветающем и демократическом» Азербайджане наложен полный запрет даже на разговоры об армянских погромах и, тем более, их внутриполитической подоплеке. В Баку не любят вспоминать, что тогдашнее руководство республики во главе с Абдурахманом Везировым и даже сам Народный фронт на деле оказались невольными жертвами коварных замыслов политического старожила Гейдара Алиева, смещенного в 1982 году с поста руководителя Азербайджанской ССР за размах коррупции и всяческую поддержку клановости.

Назначенный первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана еще 21 мая 1988 года Абдурахман Везиров отчаянно пытался вести борьбу с «алиевщиной», очистить Центральный Комитет от вездесущих ставленников бывшего коррумпированного руководителя, постоянно пытавшихся дестабилизировать ситуацию в республике. Он прямо заявил, что накопившиеся в Азербайджане межнациональные проблемы являются результатом правления Алиева, более того, открыто обвинил последнего в причастности к подвозу продовольствия для участников разогнанного советским МВД круглосуточного антиармянского митинга в ноябре-декабре 1988 года.

Уже ко времени начала погромов 13 января 1990 года армянское население Баку сократилось в разы и составляло около 50 тысяч человек. Все произошедшее в эти трагические дни явилось результатом насильственного перехода реальной власти в республике в руки Народного фронта и протекавшего процесса распада Советского Союза. К моменту начала небывалых по жестокости погромов по национальному признаку дислоцированные в Баку воинские подразделения оказались полностью заблокированными в районе Сальянских казарм, среди членов семей русских военных были погибшие и раненые. Целенаправленные усилия по блокированию воинских подразделений были предприняты Народным фронтом с единственной целью – оставить коренное армянское население города абсолютно беззащитным перед тысячами рецидивистов и фашистов.

Ситуация осложнялась еще и тем, что Верховный Совет Азербайджанской ССР, который и должен был дать согласие на введение в Баку чрезвычайного положения, не мог собраться на заседание из-за угроз физической расправы и полной блокады десятками тысяч сторонников Народного фронта всех зданий центральных органов государственной власти.

А Гейдар Алиев, ныне провозглашенный «общенациональным лидером» азербайджанского народа, сидел себе в это время в Москве и отказывался внять просьбам Горбачева увести своих сторонников с улиц Баку, охваченного массовыми беспорядками, вандализмом и убийствами. Это и понятно: нужно было добиться максимально большего количества человеческих жертв, вынужденного ввода в город многотысячного контингента Советской Армии, чтобы потом народ потребовал возращения «Гейдара – баба». Зачем же помогать остановить убийства, когда можно было их координировать с помощью нахичеванского клана и таких ставленников, как рецидивист и убийца Неймат Панахов? Кстати, сразу же после возвращения Гейдара Алиева к политической власти в Азербайджане последний был назначен советником президента и занимал этот пост длительное время. Лишь не найдя общий язык с наследником – нынешним президентом Ильхамом Алиевым, Панахов объявил себя оппозиционером и прямо на днях загремел за решетку: пока на пару месяцев и отнюдь не за руководство одним из отрядов погромщиков в январе 1990 года, а за обвинения в адрес авторитарного режима в фальсификации результатов недавних парламентских выборов.          

Но как бы нынешние власти Азербайджана не продолжали циничную политику замалчивания факта массовых армянских погромов в Баку 13-19 января 1990 года, скрыть правду им не суждено – слишком много свидетельств, откликов международного сообщества: даже Европейский парламент 18 января потребовал от руководства Советского Союза ввести войска в Баку с целью приостановить армянские погромы.   

Да и вообще, никакого смысла пытаться скрыть факт погромов в Баку по национальному признаку нет. Достаточно просто взять в руки подшивку центральной газеты Азербайджанской ССР «Бакинский рабочий» за 15 января 1990 года, когда органы власти республики частично еще функционировали. Там на первой полосе в траурном оформлении опубликовано сообщение о первых днях погромов 13-14 января, подписанное всеми тремя высшими должностными лицами Азербайджана – первым секретарем ЦК Компартии Абдурахманом Везировым, председателем Президиума Верховного Совета Эльмирой Кафаровой и главой Совмина Аязом Муталибовым. В официальном сообщении признается, что жертвами погромов «преимущественно стали лица армянской национальности», чем подтверждается исключительно этнический характер происходивших в эти дни в Баку трагических событий. Остальные  же бредни нынешней азербайджанской государственно-пропагандистской машины преследуют не только цель развязывания антиармянской истерии, но и, не в меньшей степени, сокрытия причастности Гейдара Алиева к провоцированию очередной резни армян.

Исходя из принципа «надежда умирает последней», остается надеяться, что в один далекий день большая часть азербайджанского народа осознает факт собственного оболванивания и попытается правдиво переосмыслить трагические и позорные страницы своей истории. Тем более, что правду можно узнать хотя бы у тех честных представителей своей нации, которые, порою рискуя собственной жизнью, спасали в эти дни жизни армянских соседей и друзей.

Иван Гарибян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.