Блиц-интервью председателя Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха Масиса Маиляна информационному агентству NEWS.am:
В 2010 г. милитаристская риторика Азербайджана стремительно набирала обороты. Прошедший год отличился несколькими встречами на высшем уровне с участием президентов Армении, Азербайджана, России, а также стран-сопредседателей, которые, однако, не привели к ощутимым результатам. Какие, на Ваш взгляд, могут быть развития в переговорном процессе в 2011 г?
Если переговорный процесс будет продолжаться на базе «мадридских принципов», то позитивных развитий ждать не нужно. Подвижки могут быть в случае отказа сопредседателями Минской Группы ОБСЕ от устаревшей методологии по разрешению азербайджано-карабахского конфликта и подготовки ими новых предложений, учитывающих современные международно-правовые реалии, в частности прецедентное решение Международного суда ООН по правомерности провозглашения независимости Косова.
Какова вероятность присоединения Нагорного Карабаха к столу переговоров в 2011 г.?
Такая вероятность существует, в случае отказа Армении обсуждать с Азербайджаном и посредниками те ключевые вопросы урегулирования, которые могут быть отнесены в сферу компетенции властей НКР. Круг этих вопросов должен быть согласован между Ереваном и Степанакертом.
Кроме того, международные посредники должны подтвердить искренность своих заявлений о том, что без участия представителей Нагорного Карабаха невозможно добиться урегулирования конфликта.
Возросла ли, по-Вашему, вероятность начала военных действий в регионе?
Несколько лет назад вероятность начала войны была ниже. Дальнейшая милитаризация Азербайджана может нарушить сложившийся баланс сил, на котором, собственно, и держится многолетнее перемирие. Сохранение мира в регионе является необходимым условием для продолжения диалога и должно быть главной задачей международных акторов в 2011-ом году.
Армения и НКР с одной стороны должны работать на поддержание военного баланса, с другой – предпринимать активные политико-дипломатические шаги для предотвращения военного сценария развития событий. Как показал опыт Косова, Абхазии и Южной Осетии, международное признание является эффективным современным механизмом сдерживания и обеспечения безопасности в конфликтных зонах.
Как Вы считаете, продолжится ли тенденция наращивания военной риторики со стороны официального Баку, и если да, то какова будет реакция международных структур и стран-посредников?
Поскольку реакция международных посредников остается безадресной, то эта опасная тенденция может быть продолжена.