За несколько дней до Нового года и уже после новогодних праздников витрины всех ереванских магазинов пестрятся надписями о «соблазнительных» скидках на различные товары, что, конечно же, не может оставить равнодушным любого «шопаголика», в том числе и автора этих строк.
Однако проведя серьезный «сравнительный анализ» сезонных скидок в Армении и, скажем, в Европе и США, убеждаешься в том, что и в этом случае «армянская логика» отличается от «стандартной». Если по всему миру сезон скидок начинается уже с конца ноября, предшествуя рождественским и новогодним праздникам и преследуя цель «простимулировать» покупательный рефлекс общества, в Армении скидки объявляются лишь в последние дни декабря, когда большая часть населения уже отоварилась, а те, кто не отоварились и вовсе не собираются делать этого.
Получается, что новогодние скидки в Армении лишь дань зарубежной моде. Западные предприниматели объявляют праздничные скидки в качестве своеобразного подарка своим покупателям, не скупятся на различные сюрпризы, в Армении же все наоборот – именно в предпраздничные дни услуги и товары особенно дорожают, логика армянского предпринимателя в том, чтобы до последнего выпотрошить «в эти дни готового на все клиента».
Скидки скидками, но отдельной темой является ценовая политика на армянском рынке – особенно по линии одежды, обуви и элитарной косметики. Почему то получается так, что цены на эти товары, причем даже во время скидок, в занимающей последние строки по социальному уровню Армении выше чем в самых фешенебельных магазинах Пятого Авеню или Шанзе Лизе. А вот цена на товары в Армении прямо противоположна их качеству. Скажем, за 500 евро в Армении можно будет купить «хорошие» на вид сапоги турецкого производства какой-нибудь видной «итальянской фирмы», или одежду именитого французского модного производителя, но сшитую скажем не в Париже, а где-нибудь в Гондурасе. И что же… По прошествии нескольких недель красивые сапоги расходятся по швам, причем поверьте нашему опыту, это отнюдь не преувеличение, а элитарная «французская» одежда теряет первоначальный цвет, покрывается катышками, в общем не дотягивает даже до конца сезона.
А теперь представьте, какой «приятный шок» ожидает нашего покупателя, попавшего после ереванского «потребительского кошмара» в западный «торговый рай». Причем сравниваться мы будем с самыми дорогими городами мира Лондоном, Нью-Йорком, Парижем, Римом. Во время скидок в этих городах можно приобрести одежду самых дорогих брендов буквально по символическим «по ереванским» меркам ценам, например, сапоги от Guggi в Риме во время скидок можно приобрести всего за 200 евро и носить не несколько недель, а хотя бы два сезона. Правда здорово! В Лондоне, учтите самый дорогой город в мире, в магазинах H&M можно приобрести классное платье-футляр всего за 20 фунтов (12 тысяч драмов). В Ереване за эти деньги можно будет купить разве, что китайскую блузку из Фирдуси. А сколько обходится родителям, готовым на любые расходы ради своих деток, фирменная одежда и особенно обувь для малышей. Ну, никак не меньше $100 в среднем. А вот в лондонском Maks&Spencer вы можете купить для своего малыша классные туфли из натуральной кожи всего за 5 фунтов (3 тысячи драмов).
То же самое касается косметики класса «люкс». В самых дорогих косметических магазинах Европы, США и России стандартная цена на парфюмерию в два раза ниже, чем в ереванских бутиках.
В общем ситуация на армянском рынке для любителей модной одежды и качественной косметики весьма обидная и главная алогичная. Возникает вопрос, кто же покупает за столь высокую цену одежду и аксессуары сомнительного качества в отечественных магазинах, если все те, у кого есть средства на это, предпочитают отовариваться за рубежом. Главное, что это осознают сами предприниматели, которые «скорбят» по залежавшим товарам и пассивному бизнесу, но почему-то не собираются менять алогичную логику своей предпринимательской деятельности.