Интервью посла Казахстана в Армении Аимдоса Бозжигитова агентству NEWS.am:
Г-н Посол, как Вы оцениваете председательство Казахстана в ОБСЕ?
Казахстан был консолидирующим председателем в ОБСЕ, и саммит в Астане стал олицетворением наших достижений особенно в области межэтнической и межконфессиональной толерантности, в обеспечении глобальной и региональной безопасности, в процессах нераспространения и разоружения. Свое председательство в ОБСЕ Казахстан ознаменовал девизом четырех «Т» — trust, tradition, tolerance, transparency. Причем в этом ряду Казахстан выделял именно толерантность. С учетом достигнутых целей и мнений стран-членов организации, мы считаем, что успешно справились с обязанностями председателя в ОБСЕ. Уже факт того, что спустя 11 лет был проведен саммит ОБСЕ и успешно, говорит о том, что организация сохраняет свою приоритетную роль в вопросах безопасности. Тот факт, что был принят итоговый документ – Астанинская памятная декларация, говорит о том, что организация сохраняет свое стратегическое значение. На Саммите Президентом Казахстана было предложено расширить существующую систему безопасности на все Евразийское пространство – от Ванкувера до Владивостока. Нами были выделены также вопросы энергетической безопасности, предложено создать прогнозно-аналитический центр безопасности с дислокацией в Казахстане.
Г-н Посол, как на Ваш взгляд, отразился саммит ОБСЕ непосредственно на урегулировании карабахской проблемы с учетом того, что этому вопросу было уделено много внимания в Астане?
Несмотря на то, что карабахскому конфликту на саммите было уделено достаточно внимания, должен подчеркнуть, что астанинский формат никак не может заменить кропотливую работу Минской группы ОБСЕ по урегулированию проблемы. На полях саммита были консолидированы позитивные договоренности, которые нашли отражение в заявлении глав делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Главное то, что в этом заявлении стороны сошлись во мнении относительно исключительно мирного урегулирования карабахского конфликта.
Саммит ОБСЕ в Астане ознаменовался девизом четырех «Т», как удалось Казахстану, в котором проживает порядка 130 этносов, на практике реализовать этот девиз и избежать межнациональных конфликтов после развала СССР?
Это очень глубинный вопрос, поскольку практика толерантности не может осуществляться в приказном порядке, это формируется историей. Казахстан еще до Советского Союза был многонациональным государством, а во времена СССР проживающие на территории этносы пополнились представителями других национальностей. Так что, можно сказать, казахскому народу изначально была присуща толерантность. Кроме того, огромную роль сыграла в этом и выверенная политика Лидера нашей Нации – Президента Нурсултана Назарбаева, который стоял у истоков утверждения сегодняшнего нашего законодательства, обеспечивающего равноправие всех народов, проживающих в стране. В Казахстане действует Ассамблея народа, в которой представлены все национальные общины и которая пользуется правом делегирования своих представителей в казахстанский парламент. Таким образом, национальные меньшинства представлены как в системе законодательной, так и исполнительной власти в Казахстане.
Г-н посол, что Вы можете сказать конкретно про армянскую общину Казахстана, какую роль она играет в деле государственного строительства и в армяно-казахстанских отношениях?
Можно много говорить об этом вопросе. Армянская община Казахстана является связующим звеном в двусторонних межгосударственных отношениях. Армяне в Казахстане стали жить еще с глубокой древности, со времен Шелкового пути. Армянские купцы были первыми переселенцами, а уже в начале 19-ого века появились отдельные поселения армян. В период же СССР армянская община увеличилась. Представители армянской общины работают как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти. Но особо я бы хотел подчеркнуть имя великого сына армянского народа Мирзояна, который в 1936-1938 годах был первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Он очень многое сделал для становления и развития казахстанской экономики. Столетие Мирзояна было отмечено в Казахстане с особым торжеством по указу президента Назарбаева. В честь Мирзояна названы улицы, школы, слагаются стихи, а в городе Актюбинске поставлен его бюст. Мирзояна во времена сталинских репрессий расстреляли как казахского националиста. Поэтому мы его называем великим сыном Армении и жертвенным сыном Казахстана. Сегодня в армянской общине Казахстана есть также видные представители, крупные бизнесмены — среди них, конечно, Карапетян, владелец коньячного комбината, экс-вице-премьер Казахстана Вартанян, директор Драматического театра имени Лермонтова Рубен Андреасян, являющийся заслуженным артистом Казахстана. Так что, армяне активно интегрированы в общественно-политическую жизнь страны. В Казахстане действуют армянские церкви, воскресные школы.
Как Вы оцениваете уровень двусторонних межгосударственных отношений, и какие перспективы есть для развития экономического сотрудничества?
Экономика — это ахиллесова пята наших двусторонних отношений. Если межгосударственные отношения находятся на достаточно высоком уровне, то экономическое сотрудничество хромает. Анализ ситуации на казахстанско-армянском бизнес-форуме показал, что развитию экономических связей мешает отсутствие коммуникационных коридоров. Поэтому мы решили акцентировать внимание не на банальном товарообороте, а на инвестиционных и инновационных проектах. Армянской стороной были предложены проекты по обогащению угольного топлива, применению базальтового волокна, из которого могут производиться прочные трубы для нефтяной промышленности, по производству магнезия, уже реализуется проект по поставкам из Армении камнережущих станков, которых в год поставляется порядка 60-и. Сегодня в рамках межправительственной комиссии по сотрудничеству ведутся работы по укреплению договорно-правовой базы взаимного торгово-экономического сотрудничества.
С 1 июня нынешнего года станет действовать таможенный союз Казахстан-Россия-Беларусь. Как это отразится на отношениях внутри СНГ, поскольку получается союз в союзе?
СНГ можно считать такой организацией, которая регулирует отношения между постсоветскими республиками после развала СССР. В рамках СНГ не действуют какие-либо надгосударственные структуры. В то же время таможенный союз предполагает более жесткую экономическую интеграцию, вводит единую таможенную, тарифную и торговую политику. Это здоровый протекционизм стран, входящих в таможенный союз, в отношении других государств, находящихся за его пределами.
А существует ли потенциал расширения таможенного союза?
Да, конечно, мы предполагаем, что в ближайшем будущем к нему могут присоединиться также Таджикистан и Кыргызстан, Украина также проявляет интерес к этому проекту. Что касается Армении, то это должна решить она сама, в любом случае, двери союза открыты для всех, кто воспринимает ее цели.
Беседовала Татевик Шагунян