NEWS.am приводит отрывок из интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Соединенных Штатов Америки в Армении Мари Йованович изданию «Аспарез»:
… Армения начала процесс сближения между Турцией и Арменией на принципах непосредственных отношений без предусловий, однако этот процесс быстро стал включать кучу всяких предварительных условий, которые в конечном итоге загнали тупик переговоры в результате отказа Турции двигаться вперед без разрешения карабахского конфликта в пользу Азербайджана.
Да, правильно, это единственное, что я знаю.
Да, но Турция также требует от Армении прекратить любые международные усилия по признанию Геноцида армян. Так что?..
Я не в курсе этого.
Возвращаясь к предусловию относительно Карабаха, какова позиция правительства США в этом отношении и как оно к этому относится, поскольку оно является одним из ключевых посредников в процессе сближения?
Я знаю, что это спорный вопрос в армянской общине здесь, и это, безусловно, было много обсуждаемой темой в Ереване и Армении в целом. Мы считаем, что очень важно двигаться вперед, мы понимаем, что это очень трудно, но наша позиция такова, что должна быть нормализация без предусловий. Мы говорили это публично, и я могу заверить вас, что мы сказали это и в частном порядке. Мы надеемся, что так же, как президент Саркисян отметил в своем заявлении в апреле, в какой-то момент турки будут готовы вернуться к столу и начать двигать этот процесс вперед, – и это то, в чем мы готовы оказать содействие сторонам, если они нуждаются в нашей помощи.
Итак, считает ли официальный Вашингтон требование Турции по решению карабахской проблемы предусловием?
Мы не считаем, что должна быть какая-либо связь, а должно быть движение вперед к нормализации, к открытию границы, дипломатическим отношениям, обычной торговле – непосредственно, не через третьи страны. Госсекретарь США Хиллари Клинтон очень ясно выразилась, когда была в Ереване, когда она сказала, что мяч на турецком поле. И мы считаем, что президент Саргсян был дальновидным, очень смелым с точки зрения продвижения вперед по этому вопросу. Потому что он знал, что этот вопрос будет спорным, знал, что будет трудно, и все же предпринял этот шаг. Мы надеемся, что в какой-то момент мы снова сможем двигаться вперед, и я думаю, что для всех сторон, безусловно, ясно, что мы готовы помочь этому процессу.
Азербайджан продолжает получать большое количество помощи от США, в частности, военной помощи, высвобождая свой бюджет, чтобы выделять больше средств на военные цели. Почему наши налоговые доллары идут на военную помощь Азербайджану, в то время как его правительство угрожает и фактически использует свои вооруженные сила, чтобы начать новую войну против Нагорного Карабаха? Не лучше ли тратить деньги, которые поддерживают азербайджанскую военную машину, на усилия по демократизации в обеих странах? Почему США – и, в частности, я как гражданин-налогоплательщик – продолжают оказывать поддержку стране, которая угрожает начать войну?
Это справедливый вопрос. Мы также оказываем значительную помощь России, и большая часть помощи России и Азербайджану направляется на программы по демократизации, потому что мы считаем, что очень важно помогать этим странам в процессе их текущего перехода к демократии. В случае с Азербайджаном, я думаю, было бы явно в интересах Армении, чтобы Азербайджан двигался вперед в этом демократическом процессе. Азербайджан, я думаю, получает где-то в размере половины помощи, которую мы предоставляем Армении, и я думаю, что между Конгрессом и исполнительной ветвью власти есть консенсус в том, что наши деньги хорошо используются для того, чтобы попытаться помочь Азербайджану сделать этот переход.
Вы также спросили о военном финансировании. Мы обеспечиваем финансирование и Армении, и Азербайджана. Мы гарантируем, что финансирование не обостряет напряженность в регионе и не дестабилизирует регион и так далее. Одна из причин, почему мы оказываем помощь Азербайджану в этом отношении,– это то, что в мире после 11 сентября у нас есть важные программы по борьбе с терроризмом и наркотиками совместно с Азербайджаном на Каспийском море.
Какой сигнал посылает президент, когда администрация направляет больше помощи вооруженным силам Азербайджана, чем Армении, в частности, когда лидеры Азербайджана угрожают использовать свою армию, чтобы начать новую войну? Вы упомянули, что США принимают меры для обеспечения гарантий, чтобы их финансирование не дестабилизировало регион, однако из последних событий становится ясно, что президент Азербайджана на самом деле усиливает напряженность в регионе, неоднократно нарушая соглашение о прекращении огня в Карабахе, что приводит к гибели людей на границе.
Ну, я думаю, что это довольно прямо и честно, и я понимаю, что, возможно, вы не можете согласиться с этим, но мы были очень осторожны с помощью, которую мы оказываем. Большая часть помощи, которую мы предоставляем обеим странам, на самом деле предоставляется в форме тренингов. У нас есть важные миссии с этой страной, Азербайджаном. Он имеет стратегическое расположение на берегу Каспийского моря, и, как я уже говорила, в мире после 11 сентября мы должны работать с Азербайджаном по актуальным вопросам борьбы с терроризмом и наркотиками.
Почему, по-вашему, народ Нагорного Карабаха неоднократно голосовал против того, чтобы им управлял Азербайджан?
Я не хочу говорить за народ Карабаха, Вам нужно спросить других.
Во время холодной войны Америка выступала против чужого господства Москвы над народами советского блока, тем не менее, сегодня мы защищаем крайне искусственные границы, установленные Сталином, чтобы отрицать свободу армянского народа Нагорного Карабаха? Почему США защищает границы, введенные Сталиным? Если бы этот принцип применялся во время борьбы за свободу американских колоний, то мы все еще были бы частью Англии.
Очевидно, я слышала этот вопрос много раз в период моего пребывания здесь, в Соединенных Штатах, и в целом. Очевидно, что самоопределение является важным принципом, но таким является также территориальная целостность. Если бы это не было одним из основных принципов международной системы, вы можете себе представить, с чем бы мы сталкивались. Так что я думаю, что важно попытаться продвинуться вперед в переговорах, чтобы найти политическое решение нагорно-карабахского конфликта, которое было бы приемлемым для обеих сторон. Однако вы знаете, что это также будет требовать компромиссов с обеих сторон.
Если говорить о территориальной целостности и самоопределении, то большинство сегодняшних стран мира были сформированы благодаря реализации принципа самоопределения, включая совсем недавно Косово. Пожалуйста, объясните очевидное несоответствие в том, что США не защищают, не говоря уже о поддержке, самоопределение народа Нагорного Карабаха и признание независимости Нагорно-Карабахской Республики, тогда как они активно действовали, несмотря на противодействие Сербии, в поддержку независимости и самоопределения Косово? Кроме того, прошу прокомментировать последнее решение Международного суда, поддержавшее законность одностороннего провозглашения независимости Косово.
Опять же, очевидно, каждый армянин, с которым я говорю, будь то здесь или в Армении, разделяет Ваш взгляд, что Косово должно стать прецедентом для Нагорного Карабаха. Но я думаю, когда мы смотрим на ситуацию, каждый конфликт является уникальным и сложным и отличается по-своему. Вы не можете просто навязывать решения другому.
Очевидно, что мы хотим использовать уроки истории, уроки, с которыми могут помочь нам различные переговоры, и мы хотим использовать эти уроки в поиске решения для нагорно-карабахского конфликта. Существует множество возможных прецедентов. Есть много конфликтов – я могу вспомнить пару прямо сейчас,– которые армяне не считают уместными, но, возможно, азербайджанцы посчитали бы. Так, где мы находимся, – это обсуждение, какой прецедент будет наиболее полезным, и мы навяжем его Нагорному Карабаху как решение нагорно-карабахского вопроса, а не попытаемся найти решение для нагорно-карабахского вопроса. Я думаю, что это то, на чем мы должны сосредоточить свое внимание, и именно в этом и заключаются усилия сопредседателей Минской группы.
Почему американское правительство до сих пор ищет прецеденты, когда есть три недавних исторических прецедента, которые определили реальное положение между Арменией и Азербайджаном,– в 1905, 1918 и 1991 гг. Во всех трех случаях конфликты вспыхнули между армянами и тюркским народом региона по той же самой причине, с тем же народом и на той же территории. И основной причиной для всех трех конфликтов был отказ в праве на самоопределение армян Карабаха. Почему правительство США и Минская группа, в частности, не рассматривают эти прецеденты, работая над разрешением конфликта?
Я думаю, что сопредседатели Минской группы смотрят на всю ситуацию, и я думаю, нам нужно двигаться вперед в вопросе политического решения через переговоры, которые действительно приведут к правильному и прочному миру.
Этот «правильный и прочный мир», по мнению сопредседателей Минской группы, выражен в Мадридских принципах, в которых содержится призыв в отношении Нагорного Карабаха – сделать конкретные, честные и безвозвратные уступки в плане земли и безопасности, в обмен на расплывчатые обещания, что Азербайджан согласится на пока еще неопределенный процесс по рассмотрению его статуса в какой-то момент в будущем. Почему это считается выгодной сделкой для Нагорного Карабаха, который на самом деле даже не является полноправным участником мирного процесса?
Потому что некоторое время назад было принято решение, что Армения может представлять Нагорный Карабах. Я думаю, что переговорщики Минской группы были непосредственно в Карабахе. У них бывают частые консультации с властями Нагорного Карабаха, а также с народом в Нагорном Карабахе, чтобы узнать, что они думают и так далее. Я думаю, общепризнанно, что верное и прочное урегулирование конфликта будет невозможным без участия людей Нагорного Карабаха. Так что я думаю, что в какой-то момент они будут вовлечены в процесс, однако это должно быть тем, с чем будут согласны все стороны, в том числе Азербайджан. Ясно, что пока еще не тот момент, а между тем сопредседатели часто едут в регион, чтобы узнать, что думают власти Нагорного Карабаха.