Новый зал заседаний Национального Собрания Армении с первого дня своей эксплуатации стал поводом для бурных дебатов и раздоров.
Насколько новые рабочие условия и ремонт зала заседаний воодушевили и даже возбудили законодателей, настолько они расстроили и рассердили журналистов, для которых после ремонта предусмотрены места в «аквариуме». Если раньше в построенном в «тоталитарные» советские времена зале заседаний журналисты сидели в одном зале с депутатами, и это в некоторой степени можно было рассматривать в качестве проявления демократии, то теперь в отремонтированном зале «стремящиеся к гражданскому обществу законодатели» полностью отделены от «представителей простого народа — журналистов». Места для журналистов определены на галерке, которая отделяется от зала заседаний большим стеклом. Из-за стекла журналисты уже не могут лицезреть время от времени дремлющих депутатов, «уставших от тяжелого законодательного труда», слышать их зачастую режущие ухо реплики. Одним словом, за стеклом сидящие на «галерке» журналисты могут лишь «наслаждаться» протокольными речами «ораторов», выступающих с трибуны. «Истинный» шаг в сторону демократии. И все это «генераторы прогресса» мотивируют «имплементацией европейского опыта». Но возникает вопрос, зачем во всем слепо подражать европейскому опыту.
Можно хоть в чем-то отличиться от европейцев, в чем–то самим послужить примером для них. Скажем, в качестве примера «высшего уровня демократизации» показать зал заседаний парламента, в котором журналисты и избранники народа не отделены друг от друга стеклами, решетками, стенами или колючей проволокой. Или, если слепо следовать европейскому примеру, то уж не только в вопросах касающихся работы журналистов, тогда надо «работать» и над избранниками народа, имплементировать европейский опыт и к ним самим, чтобы они больше походили на представителей, скажем Палаты Лордов или, в крайнем случае, на депутатов германского Бундестага.
Однако размышления размышлениями, но вернемся конкретно к теме парламентского дня. Итак, разгневанные журналисты сегодня отказались работать в отведенном им «аквариуме» и многие из них буквально через полчаса вообще покинули здание Национального Собрания. Другая часть журналистов предпочла поделиться своим недовольством с главой аппарата НС Гегамом Гарибджаняном, который считается основным «генератором» имплементации европейского опыта в армянском парламенте. Однако Гарибджанян предпочел отшутиться в ответ на многие жалобы журналистов. Например, отвечая на недовольство журналистов наличием стекла, отделяющим зал заседаний НС от «журналистской галерки», Гарибджанян заявил: «Ну теперь эти люди так спроектировали зал, его спроектировал не я и не Абрамян, ну теперь если этот проект вызывает недовольство, я доложу Абрамяну, скажу, что стекло у журналистов вызывает клаустрофобию или еще что-нибудь…». При этом он пообещал снять стекло, добавив: «А что, если вы слишком наклонитесь и упадете сверху вниз, лучше тогда вместо стекла поставить решетку, тогда вы сверху сможете кричать депутатам – эй, а ну иди сюда…». Отвечая на вопрос корреспондента NEWS.am относительно того, чем был плох бывший проект зала заседаний, в котором журналисты сидели вместе с законодателями, Гарибджанян решил проявить серьезность и объяснил, что по новому проекту зала места, которые раньше были отведены для журналистов, теперь закреплены за законодателями.
Вообще весь этот ажиотаж оправдывался одной фразой – «так принято в Европе». Но повторимся, хоть в чем-то позитивном мы можем отличаться от той же Европы. И второе, счастье лицезреть здания европейских парламентов перепадало не только законодателям и сотрудникам аппарата НС, но и журналистам, которые также часто ездят в командировки, кстати, за счет финансирования приглашающих стран. И со своей стороны можем засвидетельствовать, что не во всех европейских странах журналисты стеклом или решеткой отделены от народных избранников.
Мнения депутатов на этот счет тоже расходились. Депутат от партии «Наследие» Армен Мартирсян подчеркнул, что эффективность работы парламента вовсе не обусловливается ремонтом зала заседаний. Бывший журналист, депутат от партии АРФ Дашнакцутюн Лилит Галстян, например, подвергла критике и архитектурную часть проекта нового зала, уловив в нем ассиметричные моменты. При этом она подчеркнула: «Мне было приятно ощущать дыхание журналистов за моей спиной в бывшем зале». А вот депутат от партии «Процветающая Армения», также в прошлом журналист Наира Зограбян ограничилась ответом: «Так принято во всех европейских странах». «Не во всех», — заметила ее коллега Заруи Постанджян, заявив, что путешествовала по Европе не меньше других депутатов.
Фото Гагика Шамшяна