NEWS.am приводит статью Ара Тораняна, опубликованную во французской Le Monde, с некоторыми сокращениями:
На сей раз не было никаких дебатов, ни даже тени полемики. За исключением нескольких отдельных человек, все армяне решили бойкотировать литургию, которую разрешили провести турецкие власти на острове Ахтамар озера Ван, в колыбели древней Армении, в одном из чистейших жемчужин армянской архитектуры. Надо сказать, что уловки этой пропагандистской операции были на сей раз такими же большими, как собор. Турецкое правительство продемонстрировало миру имидж восстановленной толерантности в отношении армян, с очевидной целью укрепить свое досье по вступлению в Европейский Союз. Оно страдает на передовой линии в связи с состоянием прав человека и меньшинств в стране. Мы не представим здесь список. Однако, хотя турецкие исламские власти уже несколько лет пытаются диверсифицировать свои аппетиты, поглядывая в сторону Азии или Ближнего Востока, где им кажется, что трава «зеленее», они все же не отказались от видов на Европу. И в этом контексте Брюссель «стоит мессы».
Все это было бы смешно, если бы эта эксплуатация подавленных чувств верующих и ностальгии армян не выказывала невероятный цинизм турецких властей. Это в действительности государство, имеющее один из самых мрачных пассивов по отношению к армянам (более 1,5 млн. жертв и 2000 разрушенных церквей), которое представляет себе, что может сделать себе репутацию терпимого государства с помощью таких грубых трюков. Турецкое правительство верит в чудеса. Ибо эта инициатива, вместо того чтобы подчеркнуть благодушие действующих властей, служит, наоборот, только для иллюстрации их высокомерия. Действительно, как еще можно назвать такое отношение – то, что только один раз в году армянам будут давать разрешение молиться в одной из их святейших святынь, расположенной в самом сердце их исторической столицы? Правда, после векового запрета, предоставив больше этого, можно было бы вызвать головокружение и внушить превосходство. Торопится некуда – мы поняли.
Этот менталитет, который естественно вписывается в историю этой страны, видевшую ликвидацию христианского присутствия и Геноцид 1915 г., который никогда не перестает быть в центре внимания хроники, сопровождается вдобавок редкой бесцеремонностью. Посудите: это государство, которое гордится тем, что сегодня является шестнадцатой экономической державой, даже не обеспечил средств для установки в срок креста на этой церкви в связи с этим событием. Поэтому армяне на самом деле были приглашены в музей для проведения этого мероприятия. Мощный символ,– который не должен вызывать удивления,– со стороны государственного аппарата, который никогда не перестает желать превратить этот народ в остаток прошлого.
Это информационное шоу было показано через год после подписания армяно-турецких протоколов, которое закончилось провалом, как известно, из-за фарса Анкары. Была ли эта дата выбрана, чтобы напомнить миру об этом отречении от собственных слов, который видел, как турецкое правительство апостериори поставило условия для применения этого документа, под которым оно за несколько дней до этого поставило свою подпись? Во всяком случае, попытка унижения в Ване в конечном итоге обернулась против намерений ее автора. Телеоператоры не довольствовались лишь экскурсией ради «богослужения» турецкого туризма. И практически все средства массовой информации подняли вопрос о том, как и при каких условиях исчезли люди, которые смогли построить в этих пустынных местах такой шедевр.
Будущее Турции проходит через Армению
Из этого события извлекут урок: что бы ни делали впредь турецкие власти по армянскому вопросу, их будут подстерегать. Всегда, при любых обстоятельствах, будет парламент, политик, журналист, потомок выживших, который напомнит им об этом основополагающем преступлении, «этом образцовом и почти семенном геноциде», говоря словами Бернара-Анри Леви. И турецким властям внушат сделать выводы из этого положения вещей, если они будут больше прислушиваться к некоторым из тех интеллектуалов, которые выступают за иной способ написания будущего с армянами – более гуманный.
Турция больше не слаборазвитая страна, не имеющая экономических средств, чтобы думать о правах человека. Если материальные условия жизни играют определенную роль в сознании, то у этого государства нет больше оправдания нищетой, чтобы оправдать свое мракобесие. Обретенное богатство должно, наоборот, давать ему средства для достижения общего уровня развития, которое не носило бы чисто светский характер. Иначе что толку, чтобы приглашать религию в политику, как это делает Партия справедливости и развития? Если, однако, этот брак между духовным и светским служит лишь для унижения других религий, как Анкара вновь продемонстрировала это, то можно решительно утверждать, что этот союз не будет действовать в пользу досье Турции перед европейскими эдилами. А наоборот, у них, возможно, будет все больше оснований думать, что будущее Турции, по крайней мере что касается Европы, проходит через Армению.
Азербайджан продолжает спекулировать на вопросе возвращения тела скончавшегося в Баку армянского пленного Манвела Сарибекяна родным. Об этом сказано в распространенном министерством обороны Армении заявлении.
Пресс-служба МО Армении коснулась заявления руководителя пресс-службы минобороны Азербайджана Эльдара Сабироглу, согласно которому Сабироглу пытается вновь представить «скончавшегося при мистических обстоятельствах» гражданина Армении Манвела Сарибекяна как особого диверсанта, направленного спецслужбами Армении с особым заданием в Азербайджан. Сабироглу вновь заявил, , что М. Сарибекян совершил самоубийство, отмечая в качестве основного факта , мол, что диерсантоив не убивают, а используют. Отрицая ответственность азербайджанской стороны за случившееся, он сделал нелепые сравнения , ложные предположения, согласно которым, самоубийство диверсанта Сарибекяна было закономерным. Сабироглу заявил также, что к военнопленным и гражданским лицам армянам относятся, соблюдая принципы международных конвенций и прав человека.