Согласно опубликованному Национальной статистической службой Армении докладу, индекс потребительских цен в январе-сентябре текущего года, к аналогичному периоду прошлого года, составил 107,0%. Если рассматривать этот показатель за прошедшие периоды текущего года в нарастающем порядке, то видна некая неравномерность в его динамике. С января по январь-апрель индекс потребительских цен возрастал (с 107,0% до 108,0%), затем темпы инфляции несколько замедлились, снизившись в январе-июне до 107,3%. За периоды же с января-июля по январь-сентябрь снова наметился рост показателя инфляции – с 107,4% до отмеченных выше 107,8%. Это свидетельствует о том, что цены не проявляют абсолютно никакой тенденции к снижению. Многие считают, что на уровень инфляции в основном повлиял рост цен на продукты сельского хозяйства (в частности, растениеводства). Напомним, что неблагоприятные природные условия сгубили значительную часть урожая фруктов и овощей, вследствие чего цены на рынке на эти товары резко подскочили. Так, по данным за январь-сентябрь текущего года, цены на фрукты возросли на 10,0%, овощи и картофель – на 22,6%. Однако в целом прирост цен на продукты питания, оставаясь высоким (7,6%), несколько уступал общему индексу потребительских цен – на 0,2 процентных пункта. То есть рост цен продуктов питания, в целом поддерживая общий ход инфляции, все же не являлся единственным генератором ее достигнутого уровня. Картина проясняется, если рассмотреть рост цен и тарифов по макрогруппам товаров и платных услуг. В числе последних, по которым показатель превышает общий уровень инфляции, фигурируют одежда и обувь (рост цен в среднем на 11,6%), плата за жилье и коммунальные услуги (11,8%), группы «транспорт и связь» (8,0%) и «прочие товары и услуги» (9,1%). В разрезе микрогрупп темпами роста цен и тарифов выделяются медикаменты (рост на 11,3%), автомобили личного пользования (21,4%), бытовые услуги (14,2%), организация отдыха (10,5%) и коммунальные услуги (12,3%). Таким образом, опережающие темпы роста цен и тарифов в основном отмечались по товарам и услугам первой необходимости, альтернативы которым для потребителей в принципе не имеется. Этот фактор неблагоприятно воздействует на уровень потребления товаров. В текущем году физический объем розничного товарооборота фактически буксовал на месте, оставаясь либо на уровне аналогичного периода прошлого года, или же увеличиваясь на чисто символические доли процента.
Альберт Хачатрян