Год после протоколов: что дальше?

Через два дня — 10 октября, исполнится год со дня подписания в Цюрихе министрами иностранных дел Армении и Турции Эдвардом Налбандяном и Ахметом Давутоглу «Протокола об установлении дипотношений» и «Протокола о развитии двусторонних отношений».

Документы эти иначе как историческими не характеризовались, и чтобы подчеркнуть эпохальность события, в Цюрих на подписание протоколов прилетели главы внешнеполитических ведомств России, США и Франции — Сергей Лавров, Хиллари Клинтон и Бернар Кушнер, а также  руководство ЕС.

Подобный пафос был не случаен. Впервые за многовековую историю появился шанс примирить два народа, между которыми пролегла глубокая пропасть вражды, ненависти, недоверия,  расширяющаяся памятью о Геноциде.

Однако планы и прогнозы, связанные с нормализацией армяно-турецких отношений, оказались слишком оптимистичными. Реалии времени внести свои коррективы в эти, казалось, удачно складывающиеся обстоятельства.

Еще в день подписания протоколов стало ясно, что стороны не намерены отказываться от своих  национальных интересов. Армения настаивала на том, что армяно-турецкая нормализация — самостоятельный процесс, и его не следует увязывать с другими проблемами, особенно с такой сложной проблемой, как нагорно-карабахская. По этой причине даже пришлось на три часа отложить подписание протоколов и отказаться от устных заявлений, так как в планируемом выступлении главы МИД Турции содержались выражения, не имеющие отношения к собственно двусторонним отношениям.

Этот шаг показал, что ждать быстрой ратификации документов не приходится. Если в момент подписания протоколов и была надежда на то, что Турция способна вести абсолютно самостоятельную внешнюю политику без оглядки на «младших братьев», то с каждым днем подобная надежда угасала. Карабах, вопреки всем договоренностям, выставлялся Анкарой в качестве предусловия ратификации документов.

Хотя все это делалось главным образом для того, чтобы понравиться националистически настроенному электорату, тем не менее откровенное нарушение договоренностей, согласно которым протоколы должны быть ратифицированы безо всяких предусловий, раздражало Ереван.

Кроме того, армянская сторона не отказалась от политики международного признания Геноцида армян. Эта тема также спекулируется Анкарой, которая даже пыталась использовать протоколы для «торможения» процессов признания Геноцида. 

Ереван неоднократно заявлял, что пойдет на адекватные меры, если Анкара будет искусственно затягивать процесс ратификации.

Таким шагом стало решение президента Армении Сержа Саргсяна приостановить процесс ратификации армяно-турецких протоколов.

«На протяжении года не было недостатка в публичных заявлениях турецких должностных лиц на языке предусловий, на протяжении года Турция сделала все, чтобы затянуть время и провалить процесс. Следовательно, наши выводы и позиция однозначны. Турция не готова продолжать начатый процесс и продвигаться вперед без предусловий в соответствии с буквой протоколов», — объяснил глава государства свое решение. Сегодня почти все эксперты уверены, что реанимирования процесса нормализации двусторонних отношений можно ждать не раньше парламентских выборов в Турции, которые пройдут летом 2011 года. До этого срока ни одна турецкая политическая сила, скорее всего, не решится на какие-либо позитивные шаги, которые могут не понравиться националистам.

Тем не менее, после выборов, партия нынешнего премьера Эрдогана, может усилить свои позиции и приступить к полноценной реализации принципа главы турецкого МИД Ахмета Давудоглу — «ноль проблем с соседями».

А пока проблемы есть. На минувшей неделе министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что Ереван и Анкара не возобновляли переговоров по урегулированию отношений, опровергнув информацию ряда турецких СМИ о продолжении контактов, в том числе посредством прямых телефонных бесед. 

«Никаких переговоров или телефонных разговоров с Турцией в последние месяцы не происходило и в ближайшее время не планируется, поскольку переговоры могут продвинуться только в том случае, если Турция будет снова готова пойти на урегулирование отношений без предусловий», — сказал Налбандян.

Таким образом, глава МИД Армении в очередной раз подтвердил принципиальную позицию официального Еревана – никаких предусловий в контексте армяно-турецкой нормализации, тем более уступок в вопросах, не касающихся отношений Еревана и Анкары.

Гагик Багдасарян, обозреватель АМИ «Новости-Армения».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.