Последние 20 лет с очевидностью продемонстрировали то, что Россия не может проводить в регионах паритетную политику, то есть развертывать отношения с соперниками в регионе равноудаленным образом. Россия не обладает столь сильным влиянием и имеет слишком много проблем, чтобы позволить себе отказаться от политики приоритетов, то есть делать ставку на одного из партнеров, чтобы, опираясь на него, обладать влиянием во всем регионе. Нынешнее российское руководство с сожалением просматривает региональную политику СССР, когда принцип приоритета ослаблял его позиции и не позволял осуществлять должные маневры во внешней политике. Вместе с тем, современная Россия не настолько влиятельная держава, как СССР, а ее политика паритетов привела к утрате влияния на Балканах и на Ближнем Востоке. На Кавказе реакция будет более непредсказуемой. Сейчас возникла неофициальная информация о намерениях России поставить Азербайджану два дивизиона ЗРК С-300, что привело уже к бурной дискуссии в Армении, которая ощущает себя преданной. Россия всегда имела цели проводить двустороннюю политику на Южном Кавказе, и она терпеливо ожидала, когда Азербайджан вернется к затее сближения с ней. То есть, опираясь на наиболее надежные для нее отношения с Арменией, Россия манипулирует регионом. При этом, Россия вполне допускает военные действия между Азербайджаном и Арменией, когда будет продемонстрированы полная бессмысленность Организации Договора о коллективной безопасности и договора о взаимопомощи между Россией и Арменией. Вся эта болтовня об изменении задач российской военной базы в Гюмри, в любом случае, останется болтовней. По расчетам России, война приведет не к усилению США или НАТО в регионе, а к возрастанию российского влияния. Россия хотела бы подвести Армению к согласию на примирение с Азербайджаном в результате частичной или полной и окончательной утраты ею Карабаха — как условия попадания Азербайджана в орбиту российской политики. Русские, как и прежде, убеждены в своей безнаказанности. Россия не воспринимает государства-участников ОДКБ как союзников и вообще не нуждается в них как в неких партнерах, понимая, что никаких таковых союзников быть не может. В сделке по С-300 нет ничего принципиально нового, во всяком случае, в политическом смысле, так как Россия практически всегда сотрудничала с Азербайджаном в оборонной сфере, прежде всего, в поставках вооружений. Одновременно, Россия всячески игнорировала интересы Армении в получении вооружений. Широкой аудитории известны только один или два скандала по этому поводу, но таких постыдных эпизодов в отношениях с Россией было много, и они длилось достаточно долго. Всегда отношения с Арменией строились Россией с учетом ее отношений с Азербайджаном, но никак не наоборот. Конечно, если бы власти Армении и организации армянской диаспоры не проводили столь бессодержательную и капитулянтскую политику, и не вовлекли бы страну в обязательства по процессу карабахского урегулирования, а также заняли более решительную политику в отношениях с Россией, можно было бы избежать столь плачевных результатов. Как-то было сказано, что после исчерпания всей этой канители отвечать за все это придется лишь солдатам на фронте. Это и происходит. Придется воевать, причем, постараться уничтожить как можно большее число азербайджанцев и вовлечь в эту войну как можно большее число государств. Другого уже не дано. Есть убеждение в том, что вторая карабахская война, как и первая, будет войной не генералов, а солдат. Если оценивать политические и геоэкономические возможности России в части влияния на Азербайджан, с целью, например, провала проекта NABUCCO, она располагает многими иными ресурсами, помимо поставок вооружений. Россия обладает значительным влиянием на Азербайджан без каких-либо подачек ему в части Карабаха или вооружений. Поэтому рассматривать поставки ЗРУ С-300 Азербайджану как способ политического воздействия не стоит. Российская элита настолько алчна и меркантильна, что крайне ревностно относится даже к незначительным конкурентным поставкам вооружений своим соседям по СНГ другими государствами. Москва неоднократно устраивала провокации по поводу очень незначительных поставок вооружений рядом бывших советских республик Армении. Мнения провластных экспертов в Армении по поводу возможных поставок ЗРК С-300 Россией Азербайджану разделились на две части. Одни экстренно стали развертывать аргументы в части того, что эта сделка русских с азербайджанцами не приведет к ущербу для Армении. Другие стали доказывать, абсолютно без должных оснований, что таких обязательств России с Азербайджаном не существует. Кстати, ни одно из официозных, так называемых, политических исследовательских учреждений так и не предложило какой-либо оценки этих событий. Что же происходит на самом деле? Начнем с того, что в 2001 – 2002 годах Россия и Азербайджан уже имели обязательства, и осуществлялись поставки российских вооружений Азербайджану. Россия всегда имела намерение реализовывать вооружения Азербайджану посредством Украины, так как украинские поставки были возможны в условиях наличия комплектующих изделий, которые поставляет ей Россия. Во время визита вице-премьера Сергея Иванова в Баку он практически предложил Азербайджану широкую программу военных поставок, причем, по льготным ценам. Эти переговоры касались и С-300. В начале ноября 2008 года, накануне встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Майндорфе, между Дмитрием Медведевым и Ильхамом Алиевым состоялась беседа, в ходе которой президент России заявил, что он вполне допускает поставки С-300 и других современных видов оружия Азербайджану. Как и в случае с Ираном, Россия пыталась все это время водить Азербайджан по лабиринтам переговоров и обсуждений этого вопроса. К встрече в Санкт-Петербурге И.Алиев подошел без каких-либо конкретных обещаний со стороны Д.Медведева по поводу поставок С-300, что, видимо, в какой-то мере объясняло раздражительность И.Алиева.
Перевод ИноСМИ