Согласно этой информации, в I полугодии текущего года общие доходы муниципальных бюджетов увеличились, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, почти в 1,7 раза и составили немногим более 38,2 млрд. драмов. В эквиваленте, по среднему курсу драма в указанном периоде, этот показатель составляет $99,5 млн. Сумма для органов местного самоуправления в масштабе страны, конечно, символическая, и с такими средствами не приходится даже мечтать о реализации крупных мероприятий социально-экономического и культурного характера. Однако таковы реалии сегодняшнего дня… В формировании средств муниципальных бюджетов важное значение имеют внешние (для общин) источники. Так, например, в I полугодии текущего года доля официальных трансфертов составила ровно половину всей общей суммы муниципальных бюджетов страны. Так что без этих дотаций местным органам самоуправления пришлось бы туговато… Но, тенденция к относительному сокращению доли официальных трансфертов вроде бы намечается – в аналогичном периоде прошлого года удельный вес их был намного выше – 64,2%. Доля другого источника, в статистическом отчете обозначаемого как «прочие доходы», также велика – 29,8% в отчетном полугодии. Однако больший интерес представляют данные, характеризующие доходы муниципальных бюджетов по линии налогов и пошлин. По данной статье общины Армении в I полугодии текущего года получили немногим более 7,7 млрд. драмов (около $20 млн.), что можно сравнить с личным доходом местного олигарха среднего масштаба. Поступления по налогам и пошлинам занимают сравнительно скромный удельный вес в муниципальных бюджетах, средний их показатель по республике в отчетном полугодии составил 20,2% (в аналогичном периоде прошлого года – 26,2%). В самой этой группе выделяется налог на недвижимость, по которому в муниципальные бюджеты страны в I полугодии текущего года было уплачено более 3,7 млрд. драмов, что на 21,5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Отметим, что доля налога на недвижимость в общих доходах муниципальных бюджетов в отчетном полугодии составила 9,8%. Учитывая специфику данного налога, правильнее рассматривать его величину в годовом разрезе. Так вот, в прошлом году налог на недвижимость, поступивший в бюджеты общин, составил 8,4 млрд. драмов. В расчете на душу населения этот показатель составляет около 2,6 тыс. драмов в год. Если же пересчитать на стандартную семью из 4,5 человек, то показатель варьируется в пределах 10-13 тыс. драмов. Вроде бы немалая сумма для семьи… Однако не будем забывать, что этот налог платят, помимо населения, и другие собственники недвижимости, находящейся в пределах территорий общин. До глобального кризиса масштабное строительство в Армении, осуществляемое населением, а точнее — зажиточной его частью, обходилось в немалые деньги. По данным официальной статистики, ежегодно на эти цели тратились сотни миллиардов драмов! В 2008 году, опять же «населением», было введено в строй 891 жилое здание, с общей площадью в 371,8 тыс. квадратных метров. То есть в среднем на одно здание приходилось около 417 квадратных метров площади! Всего лишь за четыре года (с 2005 года по 2008 год) объем строительства, осуществляемого за счет средств «населения», составил почти 1,7 триллиона драмов! По закону «О налоге на имущество» налогооблагаемой базой строений считается их кадастровая стоимость, причем не облагаются налогом строения, оцененные на сумму до 3 млн. драмов включительно. По остальным строениям должен удерживаться налог по прогрессивной шкале. К примеру, строение стоимостью в 40,0 млн. драмов (около $104 тыс. в эквиваленте) подлежит налогообложению в размере 127,1 тыс. драмов. Выше этой стоимости дополнительно уплачивается 1,0% процент с части, превышающей 40 млн. драмов налогооблагаемой базы. Казалось бы, приличная сумма налога… Для сопоставления приведем рыночную стоимость жилья в столице республики. В январе-июне текущего года цена 1 квадратного метра площади жилья в многоквартирных зданиях Еревана составляла 275,7 тыс. драмов. Стоимость же 1 квадратного метра строений типового особняка, включая цену приусадебного участка, достигала в Ереване 285,3 тыс. драмов. То есть, для включения собственников в категорию налогоплательщиков требовалось всего лишь 11 квадратных метров принадлежащего им жилья в столице республики. Отметим, что вышеуказанные цены 1 квадратного метра жилья более чем в 2 раза превышают ставку налога на недвижимость для 40-миллионного особняка, с квадратурой во многие сотни метров. А таковых, в том числе более роскошных, у нас немало… Итак, получается, что счастливый обладатель 40-миллионого особняка платит ежегодно налог в размере 0,3% от стоимости этой своей недвижимости. Много это или мало В различных странах мира ставки этого налога варьируются в пределах 0,2% до 1,4%, и выше. Страны, с четко выраженной социальной политикой, в основном устанавливают сравнительно высокие ставки налога на недвижимость. К примеру, в Швеции средний налог находится на уровне 1,2%, в США – 1,4%, в Дании – от 0,6% до 2,4%, и так далее. А вот, скажем, в Греции, которая не может похвастаться особым прогрессом в социальной сфере, налог составляет лишь 0,025%-0,035%… То есть меньше, чем у нас. Относительно высокий размер налога на недвижимость объясняется не столько задачами пополнения муниципальных бюджетов (хотя это тоже важно!), сколько диктуется проблемами нивелирования уровня жизни населения и достижения социальной справедливости в обществе. Высокий налог на недвижимость можно расценивать как один из компонентов налога на роскошь, цель которого, наряду с отмеченным выше, состоит в ограничении неумеренного потребления товаров и услуг. То есть того, что наблюдалось в недавнем нашем прошлом, когда огромные капиталы вкладывались не в бизнес, а в имущество – роскошное жилье и дорогостоящие иномарки. Что касается конкретно муниципальных бюджетов, то в ряде развитых стран налог на имущество занимает в их доходной части вплоть до 80%. При этом учтем, что и сами бюджеты административных единиц развитых стран абсолютно не сравнимы с нашими «достижениями» по этой линии.
Альберт Хачатрян