Институт общей и неорганической химии (ИОНХ) им. Манвеляна вырастил пробную партию лейкосапфиров. Об этом сообщил корреспонденту NEWS.am сотрудник института, кандидат технических наук Сергей Сахарунян. Для очистки подготовки сырья ученый успешно очистил оксид алюминия (глинозем) от примеси оксида натрия путем электролиза. «Мы хотели организовать пробное производство, в том числе вместе с опытно-производственной единицей нашего института, компанией «Метта групп», однако сделать этого нам, к сожалению, не удалось – не смогли достать печь с температурой в 1600», – пояснил С. Сахарунян.
Идея вырастить кристаллы возникла после многолетних работ с. Сахаруняна по обогащению алюминийсодержащих горных пород – нефелиновых сиенитов с Тежсарского месторождения, перлитов из Арагаца, Абовяна и из Грузии, восточносибирских сынныритов.
Получение алюминия из нефелиновых сиенитов Тежсара в свое время стало одним из шлавных направления работы основателя ИОНХ – академика Манвела Манвеляна. В 70-е годы степень обогащения Al2O3 доходила до 26-27%. «В то время я работал начальником смены на Опытном глиноземном заводе (ОГЗ) при институте, где всячески пытался усовершенствовать фильтрование. В конце концов я добился того, что довел обогащение оксида алюминия до 30%. В дальнейшем меня перевели директором на завод. Я продолжал опыты на заводе, а позже – в лаборатории. Пуем обработки перлита – причем не в автоклаве, а в обычной печи при 400°, я довел выход Al2O3 с 26% до 30%», – рассказывает С. Сахарунян.
После этого усовершенствованием заинтересовались в России, для переработки алюминийсодержащих пород Бурятии – сынныритов. Заключили договор, начали рабоы – и снова неудача: оксид калия в сынныритах отделялся труднее, чем натрия – в нефелиновых сиенитах, и выход глинозема снова не превысил 26%.
В результате проект был отложен, а три вагона сынныритов, прибывших в Ереван из Восточной Сибири, остались для новых опытов. «Когда я провел над ними новые эксперименты, вместе с сиенитами Тежсара, я убедился, что выход алюминя там можно довести до 33%».
Наряду с этим, С. Сахарунян попытался извлечь алюминий и из более бедных перлитов (их богатство мировая индустрия измеряет другим – их качествами легких и прочных стройматериалов). «Как вы знаете, алюминий присутствует и в перлитах, в соотношении 14-15%. Поскольку железа в них немного, то оксид кремния выходил из них свободнее, и выход глинозема достиг 33-35%. Это и позволило заключить, что любые, даже бедные алюминийсодержащие породы, можно обогатить до уровня 30%». – добавил С. Сахарунян.
Работы были проведены в середине 2000-х годов, после чего предложены на рассмотрение в Россию. «Я провел встречи с мэром Ростова-на Дону, представил ему разработку. Вначале, узнав, что мы извлекаем и калий, и алюминий, идею встретили с энтузиазмом. Однако впоследствии никаких сообщений с их стороны мы не получали».
А удалось ли высветить еще одну грань сиенитов — извлечь нужный цементной промышленности духкальциевый силикат? Из него сотрудники института провели работы по получению силикатного кирпича. «В автоклавных условиях, при температуре 180-200°, были созданы условия для продукции с маркой прочности 400-600». Эта разработка применение получила и сейчас используется в Новороссийске.