Согласно опубликованной Национальной статистической службой информации, индекс потребительских цен в мае текущего года составил, по отношению к аналогичному месяцу прошлого года, «лишь» 0,5%. Причем индекс цен на продовольственные товары (без алкогольных напитков) в этом периоде даже уменьшился – на 1,6%.
Последнее было обусловлено снижением средних розничных цен на продукты питания, занимающие высокий удельный вес в общем объеме продажи продовольственных товаров – хлебопродукты, фрукты, овощи и картофель. По продукции растениеводства спад был довольно ощутимым (по группам — от 21,3% до 28,4%), что и оказало решающее воздействие на общий индекс. Но, по всем остальным группам продовольственных товаров было зафиксировано подорожание.
Насчет уровня цен у нас имеются два мнения. Одни утверждают, что они сравнительно низкие, другие придерживаются прямо противоположного мнения. Но, истина познается в сравнении. Поэтому и сравним цены в Армении, скажем, со стоимостью аналогичных товаров в России. Выбор этой страны не случаен.
Россия прошла тот же путь постсоветского становления экономики, что и наша страна. И лучше при сравнении ряда показателей выбрать Россию, чем скажем, развитые страны Запада, давно перешедшие на капиталистический путь развития.
Если исходить из соотношения цен в Армении и России, то получается, что в этом отношении у нас рай земной. По хлебу, правда, явно перебор с «нашей» ценой. Но учтем, что наш северный сосед является одним из мировых производителей зерна, а нам приходится завозить этот продукт (для промышленной переработки), причем из той же России.
Для сравнений используем данные Русского независимого статистического агентства, за май текущего года. Судя по информации упомянутого агентства, хлеб в России намного дешевле (ровно в 2 раза), чем в Армении. А вот по говядине соотношение прямо противоположное. Там этот вид мяса в розничной торговой сети (точнее — в магазинах) почти в 1,9 раза дороже.
Розничная цена куриных окорочков, своего рода народного продукта (хотя заметная часть ресурсов — заморского происхождения), в России выше, чем у нас, почти в 2,6 раза. Дороже также масло сливочное — в полтора раза, масло растительное – на 15%, яйца – почти в 1,3 раза, помидоры – так же в 1,3 раза, яблоки – в 1,6 раза.
Не имеет смысла «оглашать весь список», картина по остальным продовольственным товарам примерно такая же. Помимо хлеба, из основных продуктов питания у нас дороже лишь сахар. Итак, не считая хлеба и сахара, по ряду других основных продуктов питания жизнь в Армении, на первый взгляд, гораздо «дешевле», чем в России.
Но цены, естественно, сами по себе еще ни о чем не говорят. Здесь важнее паритетность покупательской способности, исчисленная на основе текущего курса валют. Тут имеется, правда, «небольшой» нюанс, Курс мировой валюты, доллара США, определяется на бирже, на основе соотношения спроса и предложения. Отсюда и выводятся курсы валют других стран, для нас – российского рубля. Но, абстрагируемся от этого нюанса, и рассмотрим вопрос, какие имеются различия в платежеспособности среднего армянского пенсионера от российского.
Вначале отметим, что в Армении средний размер страховой (трудовой) пенсии в 4,2 раза меньше в эквиваленте, чем в России. По социальной же пенсии разница глубже – в 5,7 раза. Учтем к тому же, что и в России, если сравнивать с аналогичными показателями развитых стран, размер пенсии не ахти какой…
Для справки: страховую пенсию у нас получают около 454,5 тыс. человек, а социальную – примерно 51,3 тыс. человек. Всего же пенсионеров в Армении целая армия – свыше полумиллиона (505,8 тыс. человек). И вся эта армия вынуждена существовать на мизерную пенсию. Счастье, что у нас сильны традиции, и дети, как правило, содержат своих престарелых родителей. Естественно, бывают и исключения из правил. Одинокий пенсионер, если общий его доход меньше установленной планки, в принципе может получить и пособие по бедности. Однако и эта помощь государства чисто символическая.
Не вдаваясь в данные детали этой немаловажной социальной сферы, все же отметим одно последствие, чисто экономического характера. Низкий уровень пенсии, с учетом полумиллионной армии пенсионеров (более 15% постоянного населения республики) способствует адекватному относительному снижению платежеспособного спроса населения.
Та часть пенсии, которая формируется за счет обязательных удержаний с заработной платы наемных работников, автоматически переходит с номинальной заработной платы наемного работника в доход пенсионера. То есть в целом на общий объем платежеспособного спроса населения практически не влияет. Но имеются также платежи социального обеспечения, осуществляемые работодателем…
Итак, возвращаясь к теме цен, сравним количества отдельных видов продуктов питания, которые могут приобрести на среднюю страховую (трудовую) пенсию ее получатели, граждане России и Армении. Хлеба «средний» российский пенсионер может на свою кровную пенсию приобрести… полтонны! Даже чуточку больше – 523 килограмма.
Показатель нашего пенсионера намного скромнее, будучи на порядок меньше – 62 килограмма.
Столько хлеба, конечно, одному не съесть, но все же напрашивается вывод о грандиозной пропасти между платежеспособностью пенсионеров обеих стран. Учтем, что хлеб является в обеих странах важнейшим продуктом питания, среднедушевой уровень его потребления, в сравнении с развитыми европейскими странами, довольно-таки высок. Столь же высока его доля в расходной части семейного бюджета, особенно у необеспеченных слоев населения.
По другим основным продуктам питания разница меньше, но все же качественная. Так, на российскую среднюю трудовую пенсию можно приобрести 25 килограммов говядины, а на нашу – 11 килограммов. По куриным окорочкам соотношение следующее: 52 килограмма против 32 килограммов.
Так как сахар в Армении дороже, чем в России, то и разница между количеством этого продукта, которое можно приобрести на пенсию, побольше, чем по отмеченным куриным окорочкам: 314 килограммов у «них» против 63 килограммов у «нас».
Средний российский пенсионер может приобрести на пенсию 22 килограмма масла сливочного, а армянский – лишь 8 килограммов. По растительному маслу показатели следующие: соответственно 131 литр и 36 литров. По остальным продуктам питания соотношения примерно такие же, так что не имеет смысла продолжать эти сравнения. Вывод однозначный: мифы о «рае земном» по линии доступности продуктов питания в Армении начисто испаряются.
Многим нередко приходилось выслушивать мнение пенсионеров о том, что лучше получать пенсию в России, чем на родине. Для тех граждан пенсионного возраста, которые переезжали на постоянное местожительство в эту страну, данный фактор имел немаловажное значение. Аргумент был следующий: «на российскую пенсию жить можно, а вот на нашу…». Комментарии, как говорится, излишни!
Справедливости ради отметим, что реальных возможностей для резкого роста размера пенсий у нашего государства просто не имеется. Неправы те, кто считает, что чиновники на пенсии «экономят». Ситуация с соотношением между численностью занятых (по линии которых осуществляются платежи в «пенсионный фонд») и контингентом пенсионеров у нас довольно неутешительное.
Что касается среднемесячной номинальной заработной платы (по величине которой и осуществляются указанные платежи в «пенсионный фонд»), то и здесь разница кратная. По данным за апрель текущего года, российский наемный работник заработал почти в 2,9 раз больше, чем армянский пролетарий. Ни по одному важнейшему продукту питания не имеется столь высокого соотношения. То есть, как и по пенсионерам, в отношении продовольствия реальная платежеспособность среднего работника в России заметно выше, чем в Армении.
Кстати, отсюда можно сделать другой вывод, довольно любопытный. Трансферты, переводимые нашими гастарбайтерами из России, в условиях номинальной дешевизны продовольствия в Армении, обладают в этом отношении большей платежеспособностью. То есть в Армении на одну и ту же сумму российских рублей можно приобрести больше продуктов питания, чем в России.
Альберт Хачатрян