В 2012 г. «Ванадзор-Химпром» запустит производство аммиака и сульфата аммония: Интервью

В интервью NEWS.am гендиректор Ванадзорского химкомплекса (ЗАО «Ванадзор-Химпром») Александр Снегирев представляет программу капитального расширения производства завода на 2012 г. В этом году комбинат собирается синхронно запустить сразу три звена – производство аммиака, сульфата аммония и производственную ТЭС. Кроме того, планируется расширить производство сапфиров, с открытием второй галереи растильных установок. В 2012 г. компания собирается вложить в производство около 1,2 млрд. драмов (ок. $30,8 млн.). 

Каким стал объем производства синих и белых сапфиров в 2011 г.? Снабжаете ли местные предприятия, в частности, завод «Сапфир»?

Лейкосапфиров мы произвели порядка полутора тонн, синего – одиннадцать тонн. С «Сапфиром» мы пока не сотрудничаем, поскольку предприятие пока не представило конкретных предложений по объему поставок. Внутри Армении мы планируем работать с РАО «МАРС», планирующим крупную программу с германскими партнерами. Предприятию необходимы большие, 60-килограммовые кристаллы. Мы произведем с ними пробную партию на основе сырья, поставщика для которого выберем с ними. После этого, если продукция устроит наших клиентов, будем работать с этим поставщиком уже самостоятельно. 

Этих партнеров мы имеем в виду, но ориентироваться на них пока не можем, т.к. они выйдут на проектную мощность в лучшем случае через год. Сейчас они монтируют оборудование из Германии и России.

Какие планы по экспорту сапфиров в Таиланд и США?

На этот год мы, скорее всего, продлим договор с нашими дилерами в Таиланде –российской фирмой RusGems. При наших объемах, конечно, лучше  было бы иметь там своего представителя. Однако рынок этот довольно специфичный и сложный, поэтому на данный момент работа через дилера нас устраивает. С ними будет сохранено соглашение на экспорт, по 1 тонне в месяц.

В США я собираюсь побывать на выставке, где проработаю варианты соглашения по лейкосапфиру. Поставками заинтересовался и Тайвань. Планируем поехать туда, чтобы встретиться с потенциальными партнерами и на месте выяснить ожидания друг от друга.

Когда планируете задействовать вторую галерею по выращиванию сапфиров, и насколько она увеличит объем производства?

С середины февраля все производство встало на плановую остановку. За это время постараемся обустроить старое производство и подремонтировать хотя бы 5-6 растильных установок. Проектную мощность в результате планируем увеличить до 10 тонн в месяц. Нужно только проработать вопрос рынка.

Какие перспективы по производству синтетических корундов?

Та же тонна в месяц. Рынок довольно узкий, сильно не расширяется и не сужается. Работаем в том объеме, чтобы и обеспечить спрос, и не затоваривать рынки – России и Юго-Восточной Азии, где мы традиционно работаем. В указанном объеме мы планируем работать с ними ближайший год.

Сохранила ли компания «Гегамет плюс» производство карбида кальция на основе карбидной печи, приобретенной у комбината?

Не знаю, будут ли они заниматься карбидом. Я им советовал, чтобы они, вместе со своим производством феррохрома, сохранили и выпуск карбида кальция. Я предложил их проконсультировать и по производству, и по поставщикам и клиентам, но пока активных действий с их стороны не вижу. Слово за ними.

Сможете ли вы производить карбамид без карбидной печи? Изменятся ли планы по выпуску удобрений?

По удобрениям у нас планируется большая программа. Рассмотрев все потенциальные источники сырья, мы остановились на наиболее удобном для нас варианте. В Алаверди, как вы знаете, существует задача выброса сернистых газов. Мы провели с «Vallex group» переговоры о поставке к нам их SO2 в сжиженном виде. Согласно отчетам компании по природоохранным выплатам, годовые выбросы составляют порядка 25 тыс. тонн. Если они смогут совместно с нами доработать вопрос и передать нам эту часть газов, то они существенно срежут выбросы в атмосферу, а мы наладим производство сульфата аммония. Сегодня это жизненно необходимое для республики удобрение, наиболее удобоваримое для армянской почвы. Мы прорабатывали вопрос со специалистами, в т. ч. из института почвоведения АН. Так, теперь у нас примерно 20 тыс. гектаров солончаковых земель в Араратской долине, которые практически не востребованы. Рекультивацию их в свое время проводили, заливая серную кислоту. А сульфатом аммония можно одновременно и рекультивировать, и удобрять. Для Араратской долины это было бы идеальным решением, для всех остальных земель – тоже очень хорошим вариантом. Как пояснили нам специалисты, в Армении почвы кислые, немного меньше нейтральных и очень мало щелочных. К щелочным почвам у нас тоже будет добавка в виде извести и других компонентов.

В год мы планируем производить порядка 30-40 тысяч тонн сульфата аммония. Сейчас эта программа готовится полным ходом, я уже начал ремонтные работы по аммиачному производству. Сейчас налаживаем технологию получения самого сульфата аммония. Если все пойдет благополучно, то месяца через 3-4 мы сможем начинать производство. Что касается цены, то если будем получать сернистый газ из Алаверди, то по цене удобрение будет более приемлемым, чем сегодняшняя селитра, плюс к тому мы планируем выпускать примерно 5-7 тысяч тонн – до 10 – карбамида в год. Он станет альтернативной подкормкой почвы вместо сульфата аммония.

Масштаб программы я считаю государственным, и ее первые обсуждения уже прошли в правительстве и Национальном Собрании. Если нам удастся запустить производство удобрений, мы решим большой комплекс проблем по республике. Это будет огромный рывок вперед, в том числе и в сознании людей. Нужно просто сделать первый шаг.

Кстати, по карбамиду ко мне приезжали представители химкомбината в литовской Ионаве. Там они хотят организовать производство карбамида и интересовались нашей ценовой политикой по поставке аммиака. Правда, сейчас, исходя из условий региона, мы считаемся зоной риска. Но интерес к сотрудничеству есть, тем более, что цена на газ у них в два раза выше, чем у нас. Но тема эта – не сегодняшнего дня.

Можно ожидать и реализации планов по калийным удобрениям, которых республике также не хватает?

В связи с планируемыми большими пусками, эту программу мы решили немного притормозить. Но если у нас будет сульфат аммония, мы планируем добавлять туда 5 – 7% калийных удобрений.

Когда вы планируете запускать ТЭС, и планируете ли использовать для нее уголь?

На ТЭС будем использоваться газ, хоть это и немного дороже. У нас нет времени дорабатывать схему с карабахским углем. По нашим данным, он сможет поступить в Армению не раньше августа-сентября, а пусковые работы нам надо вести уже сейчас.

А Джаджурский уголь для работы не подойдет?

Мы его испытывали, но он оказался не вполне подходящим. Калорийность у  него порядка 2,3 тыс. ккал/м3, тогда как китайские специалисты, которые приезжали сюда и с которыми мы здесь советовались, рекомендуют нам не ниже 4,5 тыс. Кроме того, он довольно загрязнен землей, и эксплуатирующая компания не может его должным образом обогатить. Поэтому лучше нам сейчас ориентироваться на карабахский уголь.

Сможете ли при необходимости переключиться с газа на уголь?

Такую возможность мы предусмотрели. Если помните, заинтересованность в Карабахском угле, кроме нас, проявляет и Ереванская ТЭС. Сейчас мы идем параллельными курсами.

Угля, по нашим расчетам, нам понадобится порядка 4 тыс. тонн в месяц; для сравнения, Ереванской ТЭС нужно в 4 раза больше. Наша ТЭС стоит, но люди готовы, и сейчас нам нужно синхронизировать пуск аммиачного производства, сульфата аммония и ТЭС. Запуск нужно произвести синхронно, и мы наметили его на май – начало июня.

Сегодня весь комплекс потребляет газа всего порядка 22 – 24 тыс. м3 в месяц. К концу года, если мы проведем плановое перевооружение, расход у нас составит 6 – 7 тыс. куб. м. в час. Электричества будет потребляться примерно 25 МВт в час, при нынешних 4 МВт.

Планируете ли сдавать электроэнергию от ТЭС распределительным сетям? 

Нет, основным предназначением станции, как и раньше, останется выпуск пара. Электроэнергию мы вырабатываем попутно. Если образуется ее излишек, можно будет об этом подумать.

На пару вы планировали обсушивать строительные панели для строительства в Зоне бедствия…

Программа действовала, просто в последний год руководители «Глендейл хиллз» почему-то предпочли ввозить панели из Еревана. Цена была примерно одинакова, поэтому какие интересы здесь защищались – не знаю. В моем понимании это был очень хороший шанс для сотрудничества двух областей, тем более, что программа в этом году заканчивается. Тем не менее совсем недалеко от нас – Дилижан, где собирается обустраиваться банковский сектор, в соответствии с планами премьер-министра о Дилижане как региональном финансовом центре. Этот рынок мы считаем перспективным. Когда там начнется масштабное строительство, планируем подключиться.

Спасибо

Для справки: В состав Ванадзорского химкомплекса входят три единицы: химзавод, завод химволокна и ТЭС. Предприятием владеет российская компания Roding International Ltd.

Беседовал Арам Гарегинян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.