Судя по данным за январь, отечественная промышленность стартовала в новом году с довольно высокими показателями. Объем продукции в отчетном месяце, по сравнению с январем прошлого года, возрос аж на 21,0%. При этом индексы горнодобывающей отрасли (вместе с разработкой открытых карьеров) и обрабатывающей промышленности были практически на одном уровне, соответственно составляя 123,0% и 123,1%.
Самая мощная отрасль обрабатывающей промышленности – пищевая, также отличилась высоким темпом роста – 20,2%, чуточку уступая среднему показателю. Ее доля в общем объеме промышленной продукции в январе, хотя и несколько снизилась, все же составила 20,8%, что намного превышает суммарный удельный вес полутора десятков других отраслей обрабатывающей промышленности (без производства основных металлов).
Однако повода для радости в этом факте маловато. В числе отраслей, которые оказались в аутсайдерах, легкая и химическая промышленность, которые когда-то выделялись значительным объемом производства, и в основном работали на экспорт.
Помимо этого, надо учесть, что отрасль «производство основных металлов» является технологическим продолжением горнодобывающей отрасли, и поставляет на экспорт своего рода полуфабрикаты, а не готовую продукцию. В этом аспекте доля обрабатывающей промышленности, без указанной отрасли, в общем объеме промышленной продукции резко сокращается.
Своего рода сенсацией стало оживление на алкогольном фронте, вылившееся в общий рост объема продукции на 32,0% (!). Особый интерес представляет рост выпуска водки (на 27,3%), последовавший после длительной депрессии последнего времени.
Годы назад, судя по официальным данным, присутствие импортной водки на нашем товарном рынке было чисто символическим – с долей в ресурсах всего лишь в символические 0,5%. Поэтому на нижеследующем графике столбик импорта за 2000 год столь мал, что незаметен. Почему импорт был таким незначительным, непонятно. То ли сказывалось несовершенство тогдашнего учета, и гражданами осуществлялся массовый ввоз зеленого змия в обход таможни, то ли имелись какие то другие причины.
Но, с течением времени, импорт водки (в том числе и особенно – русской!) стал концентрироваться в руках нескольких компаний, таможенный учет усилился, и благодаря двум этим факторам импорт здорово потеснил отечественную водку на ее же родном рынке. Так, по данным за прошлый год, доля импорта в ресурсах водки достигла 42,5%.
Напомним, что в 2009 году этот показатель составлял менее одной трети — 31,0%, затем, в 2010 году, повысился уже до 35,8%. Так что вытеснение с рынка местной водки импортом носит не случайный и конъюнктурный характер, а является стабильной тенденцией последнего десятилетия. Причины этого общеизвестны. Продукция наших водочных заводов, выигрывая по цене, проигрывает импорту по качеству.
В советское время группа алкогольных напитков имела внушительный удельный вес в общем объеме розничного товарооборота, вплоть до одной пятой части. Отметим, что в этой товарной группе традиционно доминировала именно водка. А вот ныне этот крепкий спиртной напиток вроде бы занял скромную позицию. По расчетам автора, выполненным на основе опять же официальных данных, доля водки в общем объеме розничного товарооборота лишь чуточку превышает 2%.
Несомненно, свою роль сыграли кардинальные изменения в масштабе цен на различные товары. Образно говоря, в свое время закуска стоила дешевле полулитровой бутылки с водкой. Ныне ситуация прямо противоположная – водка в настоящее время один из самых дешевых товаров. Чтобы удостовериться в этом, достаточно припомнить соотношение цен на водку и ряд других товаров, и сравнить с нынешними.
Опять же по официальным данным, за последнее время общие ресурсы водки сократились, что зримо видно из графика, приведенного ниже.
В чем дело, не ясно. То ли народ стал меньше пить, то ли перешел повально на самогон, который статистикой не учитывается. Напомним лишь одно явление, также из недавнего советского прошлого. Не секрет, что в условиях «тоталитарного режима», с его так же тотальным учетом, вечными ревизиями и бдительным контролем, наши бравые заводы и фабрики ухитрялись выпускать «левый» товар.
Если тогда выпускали «левую» водку, то кто, или что, ныне мешает продолжать славные традиции прошлого?! Кстати, по части ряда продуктов питания в глаза бросается чрезмерно малый объем их выпуска. Как с такими показателями наши предприятия продолжают все еще функционировать, остается тайной, покрытой мраком.
Альберт Хачатрян