Представитель Нагорно-Карабахской Республики во Франции Ованес Геворкян дал интервью газете «Le Post», в котором указал на причины тупика в карабахском урегулировании и представил ожидания народа Карабаха от международного сообщества. NEWS.am приводит отрывки из интервью:
Почему переговоры по карабахскому урегулированию зашли в тупик?
Как вы знаете – и это было неоднократно подчеркнуто во время «Евровидения» в Баку – Азербайджан является одним из худших государств в плане демократии и уважения прав человека. В различных последних докладах также указывалось на огромные растраты нефтедолларов азербайджанской правящей семьей и на ее практику коррумпировать европейских политиков. Поддержка воинственной и экспансионистской риторики и действий в отношении Карабаха позволяет режиму Алиева отвлекать внимание азербайджанского населения от многочисленных ограничений свободы и хищений, которым оно подвергается. Тем не менее, нефтегазовая манна, которая позволяет клану Алиевых укреплять свою власть, истощается – добыча уже насыщается – и режим может поддаться опасному искушению прибегнуть к вооруженному конфликту, пока у него есть средства.
Помогает ли международное сообщество разрешить конфликт?
Теоретически да, на практике же не так уж сильно: ОБСЕ создала группу под названием Минская группа, куда входят Франция, США и Россия, чтобы оказать помощь заинтересованным сторонам в разрешении конфликта. Однако Азербайджан отказывается признавать нас или даже вести с нами диалог, потому что предпочитает представлять конфликт как территориальный спор между двумя признанными государствами, а не как освободительную борьбу порабощенного населения. Результат: ведутся переговоры с соседней Арменией, что неуместно и неэффективно. Кроме того, уже 18 лет эти переговоры ничего не дают, отчасти потому, что мы не вовлечены, и отчасти потому, что азербайджанские переговорщики, как только возвращаются в Баку, целиком отказываются от всех основ переговоров, которые они могут принять в ходе встреч.
Международное сообщество прекрасно знает, что со стороны азербайджанских лидеров нет стремления к миру, однако оно избегает того, чтобы указывать на это. Объективность в отношении фактов заменяется беспристрастием в речах. То же самое и в случае со снайперами на линии фронта: наши люди – фермеры, например – работают в страхе из-за десятков убийств, совершаемых каждый год азербайджанскими снайперами. Но под предлогом беспристрастности державы без разбора осуждают «нарушения режима прекращения огня», никогда не называя агрессора.
Что Вы ожидаете от международного сообщества?
Приоритет миру, безопасности и демократии. Народы – все народы – нуждаются в мире, безопасности и демократии. Это верно и в отношении Карабаха и Азербайджана, как и Сирии и Ливии. Нельзя осуждать Бен Али и поддерживать Бен Алиева. Карабахцы хотят жить в мире и в безопасной стране, где их существование и их выбор учитываются, что не может быть гарантировано Азербайджаном – государством, которое не только является недемократическим, но и отличается политикой этнической дискриминации.
Мы убеждены, что международное сообщество будет заслуживать больше доверия и его будут больше слушать, если, с одной стороны, оно не будет идти на компромисс в своих принципах и, во-вторых, не будет практиковать двойные стандарты.
Каким Вы видите будущее?
Несмотря ни на что, я верю в лучшее, поскольку теперь у нас есть целое поколение молодых людей, которые выросли в государстве, где они являются полноправными гражданами, и, несмотря на угрозы репрессиями со стороны Азербайджана, все большее число международных должностных лиц приезжают в Карабах. Формируются партнерские отношения, которые приводят к проектам социального и экономического развития. И потом, в самом Азербайджане молодых людей не интересует перспектива умереть за далекий Карабах. Как только пропаганда системы Алиева будет разоблачена – а «Евровидение» частично способствовало этому, я уверен, что мы найдем пути диалога и примирения с азербайджанцами.