Министр финансов Армении Ваче Габриелян в интервью NEWS.am комментирует утвержденную парламентом пятилетнюю программу Правительства и отвечает на вопросы относительно отдельных положений документа.
В программу Правительства заложен экономический рост в размере 5 — 7%. Но по оценке Всемирного банка прогноз экономического роста в Армении на 2012 год понижен до 4,1%, оппозиция же требует более высокого роста. Как Вы пришли к этому показателю?
На самом деле мы считаем этот показатель амбициозным, поскольку он соответствует самому высокому уровню региональных процессов. В мировой экономике рост – 2-3%, в нашем регионе – 4-6%. В обсуждениях с Международным валютным фондом и другими организациями наш базовый рост рассматривался в пределах 4-5%, и этот показатель лежит в основе программ, осуществляемых нами с международными структурами. После долгих обсуждений мы решили закрепить в программе не текущие тенденции, а выбрать себе более амбициозную мишень, несколько опередив средний темп развития. Если бы мы положили в основу программы показатель 10% или, скажем, 8%, то в среднесрочной перспективе он был бы недостижим. Может когда-нибудь мы и достигнем такого годового показателя, но речь идет о среднесрочной программе. Мы пробуем новые инструменты — субсидирование, новую промышленную политику, улучшение бизнес-среды, которые, надеюсь, дадут результат. Именно это даст нам возможность двигаться вперед по верхней планке региональных тенденций развития.
В прежней программе Правительства было заявлено о росте финансирования здравоохранения и образования до 2,2% и 3,5% ВВП соответственно, но это не было сделано. В новой программе таких целей нет вовсе. Чем это обусловлено?
Значительное увеличение бюджетного финансирования этих сфер невозможно из-за макроэкономических факторов. Но есть альтернативные источники финансирования. Например, механизм страхования, хотя пока невозможно прогнозировать размер сумм. На данный момент в государственном секторе постепенно внедряем медицинскую страховку, затем распространим ее на весь общественный сектор. Чтобы система здравоохранения стала более дешевой и доступной, мы должны обеспечить масштаб, включив в систему страхования крупные организации, а затем средние и малые. Что касается роста бюджетного финансирования, это возможно только через повышение налогов, поскольку даже рост сбора налогов в размере 0,3-0,4% ВВП не дает таких возможностей.
В Армении есть две основные причины смертей – сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Страхование позволит в значительной мере увеличить финансирование лечения сердечно-сосудистых заболеваний, а по части онкологических тратятся значительные средства: взят кредит у правительства Бельгии, который будет направлен на создание диагностического центра, а совместно со Всемирным банком мы внедрим новейшие методы лечения.
Ряд положений в правительственной программе имеют важную социальную направленность – повышение пенсий, минимальной заработной платы, детских пособий. Конкретно в 2013 году чего ждать нашим гражданам?
В 2013-ом, непременно, будут определенные изменения. Сейчас мы работаем над программой стабильного развития, где эти цифры будут конкретизированы в более долгосрочной перспективе. По проекту госбюджета минимальную зарплату повысим до 35 тысяч драмов вместо нынешних 32,5 тысяч. Эта цифра продолжит расти до удвоения. По программе среднесрочных расходов в 2013 году повышения пенсий и пособий не предусмотрено, хотя не исключаю, что в бюджете мы установим более высокие пенсии, чем те, которые отражены в среднесрочной программе.
Правительство планирует годовой рост соотношения налоги/ВВП в размере 0,3-0,4%. Но, кажется, предыдущая программа не обеспечила этот показатель. Насколько реалистичным считаете Вы такой прогноз на следующие 5 лет?
В этом плане у нас возникли проблемы только в кризисном 2009 году, но в другие годы у нас был рост сборов. Проблемы возникают тогда, когда экономический рост превышает запланированный. В 2012 году мы запланировали рост соотношения налоги/ВВП в размере 0,6%, но если экономический рост превзойдет запланированные 4,2%, возможно, нам не удастся обеспечить эти 0,6%, хотя 0,4%, как минимум, будет. Перед нами стоит задача сопоставить налоговое администрирование с предоставляемыми льготами. Мы стремимся облегчить налоговое администрирование, но параллельно должны использовать тонкие инструменты. В первую очередь, мы пойдем по пути упрощения.
Как Вы оцениваете обсуждения программы Правительства в парламенте Армении? Вы удовлетворены содержательной частью обсуждений?
Программа действий Правительства – это не экономический документ, а политический, который должен обсуждаться в соответствующей политической среде и в политическом контексте. Возможно, мои ожидания были другими, но я не ждал глубокого профессионального обсуждения, да и не нужно было, чтобы в парламенте велось таковое. В целом, оцениваю обсуждение положительно. Я не думаю, что программа идеальна, но и не думаю, что не нужно указывать на возможные проблемы. По сути, основная часть критики касалась стиля, а по части политики того или иного направления возражений было очень мало. Говорят, что показатель 5-7% низок, и нам нужны десятки лет, чтобы достичь развитые страны. Естественно, это не тот показатель, который очень скоро приведет нас к абсолютному счастью. Но наша политика исходит из логики достижения возможного, а не желаемого. Я доволен, что обсуждения были острыми: так как это политический документ, они и должны были быть такими.
Беседовал Самвел Авакян