Экономическая ситуация за пять месяцев года уже позволяет сделать определенные выводы о дальнейшем ее развитии.
Показатель экономической активности в январе-мае текущего года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, составил 107,4%. По всей видимости, этому позитиву в немалой степени способствовали двузначные темпы прироста объема производства промышленной продукции – 15,0%.
Отметим, что доля промышленности (включая энергетику и водоснабжение) составляет в другом важнейшем макроэкономическом показателе – валовом внутреннем продукте (ВВП), порядка одной пятой. К примеру, в I квартале текущего года эта доля составляла 22,8%. Этот показатель резко снижает влияние промышленности на рост как ВВП, так и упомянутого выше показателя экономической активности. Если, конечно, последний рассчитывается по примерно такой же методике, как и ВВП, а не берется с потолка.
В отличие от промышленности, сельское хозяйство в отчетном периоде «отличилось» скромными показателями. Объем валовой продукции отрасли возрос лишь на 3,2%, вследствие неблагоприятных тенденций в животноводстве. Растениеводство, если не считать фатальных погодных условий, которые нередко губят часть ожидаемого урожая, отличается лучшими показателями, нежели животноводство.
Последний месяц весны — далеко не пиковый для сбора фруктов и овощей, а также картофеля. Однако уже первые партии продукции обеспечили в мае, по сравнению с апрелем, рост валовой продукции сельского хозяйства на 32,5%. А вот если сравнить май с аналогичным месяцем прошлого года, то показатель прироста уже заметно ниже – 4,4%. Отметим, что в годовом разрезе удельный вес отрасли в ВВП страны сопоставим с долей промышленности. В прошлом году, например, этот показатель составлял 20,2%.
Понятно, что достижение высоких показателей в сельском хозяйстве – не самоцель. Помимо всего прочего, именно гибель части урожая в недавнем прошлом спровоцировала ощутимый рост цен на фрукты, овощи и картофель. Хотя цены впоследствии снизились, все же к стартовому уровню, естественно, не возвратились.
Кстати, достигнутым базовым уровнем цен на товары и услуги объясняется относительно низкий показатель инфляции нынешнего периода – 102,5%. Проще говоря, при современном состоянии платежеспособного спроса населения дальнейший резкий рост цен может ударить уже по интересам самих производителей и торговцев.
Возвращаясь к ведущим ветвям экономики, особо выделим строительство, с его явной тенденцией к стагнации. В январе-марте текущего года объем строительства в стране сократился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 8,0%. Судя по информации за январь-апрель, сокращается объем строительства, осуществляемого за счет организаций.
Вместе с этим вновь оживляется строительство, осуществляемое за счет «населения». Напомним, что в кризисные годы «население» стало последовательно отказываться от возведения особняков. И вот, ныне богатые граждане стали наверстывать упущенное, особо не задумываясь об инвестировании своего капитала в бизнес. По данным за январь-апрель, расходы «населения» на строительство возросли более чем в полтора раза. Правда, по абсолютному объему нет никаких сравнений с годами жилищно-строительного бума, но тенденция эта все же настораживает.
Радует динамика экспорта, который по темпам роста объема всегда опережал импорт. Не исключением стал и январь-май текущего года. Если объем импорта возрос на 7,1%, то экспорт увеличился аж на 15,2%. Правда, содержание 1% по экспорту составило $5,6 млн., а вот по импорту почти в три раза больше – около $16,8 млн. В силу этого отрицательное сальдо во внешнеторговом обороте еще более увеличилось. Данный фактор приводит к углублению дисбаланса на валютном рынке страны, что, в свою очередь, способствует укреплению доллара на валютном рынке Армении.
Альберт Хачатрян