Лондон оценил новое прочтение Шекспировского «Короля Джона» армянским режиссером, Ереван принял премьеру на бис

Ереванская премьера пьесы Вильяма Шекспира «Король Джон» в новой постановке Национального академического театра им.Г.Сундукяна прошла «на бис». Первое представление спектакля на армянском языке состоялось 16 и 17 мая под открытым небом на сцене «Шекспировского глобуса» в Лондоне и имело громкий успех на Мировом Шескпировском фестивале.

Примечательно, что на сцене «Глобуса» эта драма впервые прозвучала на армянском языке в  исполнении актеров театра Сундукяна, который дебютировал на этом авторитетном фестивале. В целом, в фестивале приняли участие театры из 37 стран мира, и каждый театр представил свой спектакль на родном языке.

Армянская премьера драмы  прошла в присутствие президента Армении Сержа Саргсяна, первой леди Риты Саргсян, министра культуры республики Асмик Погосян и практически всего культурного бомонда Еревана.

Отзывы лондонских экспертов и журналистов

В день ереванской премьеры спектакля 20 июня режиссер-постановщик, главный режиссер театра им. Сундукяна Тигран Гаспарян отметил, что эта постановка представляет собой новую интерпретацию драмы британского классика.

«Впервые «Король Джон» был поставлен в Армении в 1981 году Хореном Абрамяном (народный артист СССР, театральный режиссер, актер театра и кино). Эта постановка была достаточно традиционной, однако мы несколько отошли от традиций», -  сказал Гаспарян.

Он отметил, что зрители, театроведы и журналисты, присутствовавшие на премьере спектакля в Лондоне, высоко оценили новаторское прочтение и исполнение армянской труппы, а художественный руководитель Шекспировского фестиваля подчеркнул, что сцена «Шекспировского глобуса» будто была специально создана для армянских актеров.

Хорошие отзывы об актерской игре сундукяновцев и самой постановке дали также британские СМИ, в частности, «TheGuardian» и «TheatreReviews».

Принципиально новое прочтение «Короля Джона»: Шекспир по Брехту

Для того, чтобы оценить разницу между оригиналом этой традиционной исторической драмы, созданной Шекспиром в 1596 году, и новой интерпретацией Тиграна Гаспаряна, пожалуй, нужно вспомнить сюжет пьесы.

Англия конца 12-го — начала 13 века сразу после смерти легендарного короля Ричарда Львиное Сердце. На престол взошел его младший брат Джон, охваченный жаждой власти, хотя трон по праву принадлежит сыну старшего из рода Плантагенетов, отпрыску Готфрида, Артуру, который с матерью нашел пристанище во Франции. Жажда власти ослепляет Джона и толкает на страшные преступления…

И здесь сразу нужно отметить, что пафос, присущий постановкам исторических пьес Шекспира, которого так боятся многие из зрителей, к счастью, никого не задушил.

Наоборот, спектакль получился абсолютно естественным, близким и понятным, благодаря блестящей игре актеров и концепции режиссера-постановщика, нашедшего необычайно лаконичные и простые решения для выражения одного из древнейших противостояний со дня сотворения мира – между жаждой власти и человечностью.

Драматические монологи и эмоциональные порывы героев достаточно гармонично сочетались с необычайно иронично-юмористичными репликами, вызывающими ассоциации со знаменитой «Трехгрошовой оперой» немецкого классика 20-го века Бертольда Брехта, в которой нестерпимо острая сатира изобличает проблему несправедливости и неустроенности в обществе.

Создатели спектакля оказались поистине гениальными в своей находчивости: историческую драму, предусмотренную для порядка 25 актеров сыграли всего десять человек, музыкальное оформление обеспечили двое исполнителей на зурне (народный духовой инструмент) и один дхол (барабан). Все эти ограничения – в актерском составе, музыкальном сопровождении, минимум декораций -предусматривались по условиям организаторов фестиваля.

Композитором этого поистине народного музыкального оформления спектакля стал Эдуард Айрапетян.

Такую же приверженность к минимализму продемонстрировали художник декоратор сцены Ваагн Теванян и автор костюмов спектакля Мери Саркисян. Балкон с перилами, декоративные газовые фонари, да афиши спектакля «Король Джон» вокруг газовых фонарей…. И чемоданы, чемоданы чемоданы, с которыми приходят и уходят наши герои в простых, почти спартанских костюмах, и героини в необычных одеяниях – юная Бланш в красных колготках и блестящем черном плаще, великолепная и трагичная Констанс в серебряном наряде, дряхлая, зловещая королева Элинор в царственных лохмотьях…

И чемоданы эти  служат нашим героям то троном, то гробом, а то и крестом, ношей, которую придется нести всю жизнь.
Финал трагичен, но понятен: король Джон, столь долго стремившийся удержать власть, умирает от болезни. Символичен и красноречив жест его верного слуги Губерта, который моментально снимает с мертвого короля плащ и корону…

И тут герои появляются на сцене, и со свойственной Брехту непринужденностью собирают чемоданы, совсем как артисты бродячей труппы. И все бы ничего, если бы не неподвижно лежащий на земле, поверженный в прах король Джон, ставший жертвой собственных мелких, но  великих страстей. Л.П.

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.