Интервью заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна агентству NEWS.am
Парламент Армении уже одобрил представленную правительством программу на следующие пять лет. Расскажите, пожалуйста, о внешнеполитической составляющей программы.
В ближайшие годы внешняя политика Армении будет продолжать развиваться в направлении, которое ставит целью обеспечение защиты интересов государства, безопасности страны, создание благоприятных внешних условии для развития экономики, повышение международного авторитета Армении, обеспечение региональной стабильности и безопасности.
Очевидно, что одной из важнейших задач внешней политики Армении является нагорно-карабахское урегулирование. В этом плане будут прилагаться еще большие усилия с целью вовлечения Нагорного Карабаха в переговорный процесс. Всем очевидно, что без его участия говорить о результативности процесса трудно. Естественно, мы исходим из того, что в основе решения конфликта должно быть право народа НК на самоопределение. Кроме того, усилия как Армении, так и Нагорно-Карабахской Республики должны быть направлены на то, чтобы исключить попытки силовых решений. Армения и далее будет содействовать всем шагам НКР, направленным на его экономическое развитие, усиление обороноспособности, и в целом оба армянских государства рука об руку продолжат движение по пути развития демократического общества. В этом плане, однако, существует интересное различие — если Армения все время находится под мониторингом, нам указывают на проблемы и ошибки, то НКР строит демократическое общество без какой-либо поддержки извне. Более того, после очередных выборов в Арцахе, которые характеризуются соответствием международным стандартам, порой в угоду Азербайджану раздаются осуждающие голоса.
Армения будет и далее углублять союзнические отношения со своим стратегическим партнером — Россией, развивать дружественные отношения с США, расширять сотрудничество со странами ЕС и самим ЕС. Также очень важно дальнейшее углубление отношений с соседними Грузией и Ираном, с народами которых нас связывают исторические отношения добрососедства.
Будет расширяться сотрудничество с Китаем, Индией, Японией, странами арабского мира. Больше внимания будет уделяться развитию отношений с другими странами азиатского региона, странами Африканского континента и Латинской Америки.
В программе правительства пристальное внимание уделено обеспечению военно-политической безопасности. В этом плане важны союзнические отношения с Россией и членство Армении в ОДКБ, где мы будем продолжать углублять сотрудничество. Организация относительно молодая, идет процесс ее укрепления и повышения эффективности. Армения активно вовлечена в этот процесс.
Одним из важных составляющих программы правительства в целом и внешнеполитического ведомства в том числе являются усилия, направленные на предотвращение и осуждение такого преступления против человечности как геноцид. Особую важность представляет эта работа в свете 100-летия трагедии, которую пережил армянский народ. Усилия, предпринимаемые в этом направлении нашим государством и Диаспорой, важны не только для армянского народа, но всего мирового сообщества. Потому что когда остаются безнаказанными преступления против человечности, более того, когда отрицается сам факт совершения преступления, это создает благодатную почву для повторения подобных преступлений в будущем.
Мы также продолжим усилия, направленные на активное участие в различных международных организациях, в качестве полноправного члена или наблюдателя, в зависимости от того, какая это организация и какие интересы мы связываем с ней.
Планируется ли в ближайшее время открытие новых посольств?
Процесс увеличения числа дипломатических представительств Армении за рубежом продолжается. За последние два года в ряде стран открыты посольства Армении. Будем прилагать усилия для открытия новых посольств.
Намерена ли предпринять армянская сторона усилия для пропаганды своей позиции по нагорно-карабахскому урегулированию?
Вопрос в том, что, по сути, пропагандой занимается Азербайджан, используя переговоры в качестве ширмы. Наша задача — разоблачать извращения, которые пропагандирует Азербайджан, и представлять истинное положение дел. Ведь международное право извращаем не мы, оно на нашей стороне. Правда заключается в том, что конфликт разгорелся и перешел в военную фазу из-за силовой политики Азербайджана. Не случайно то, что говорит Армения, созвучно тому, что говорят страны-сопредседатели, представители различных международных структур. А действия Азербайджана и его заявлении идут вразрез с предложенными международными структурами и посредниками шагами для создания атмосферы доверия между народами, что является необходимым условием для достижения всеобъемлющего мирного соглашения. Так, посредники призывают к отводу снайперов с линии соприкосновения – НКР и Армения выступают за, а Азербайджан против. Посредники предлагают создание механизмов расследование инцидентов – опять же, НКР и Армения за, а Азербайджан против. В ответ на призывы международного сообщества к укреплению режима прекращения огня Азербайджан совершает диверсии. Да, наши позиции достаточно сильны. Но это отнюдь не означает, что не нужно работать – наоборот, нужно работать, чтобы шире представлять правоту своей позиции.
Началась ли подготовка к проведению мероприятий, приуроченных к 100-летию Геноцида армян?
Хотя трагическую годовщину мир будет отмечать в 2015 году, тем не менее, конечно, подготовка к проведению мероприятий уже началась. Необходимо учитывать, что Турция крайне озабочена предстоящей датой, и с упорством, достойным лучшего применения, мобилизует свои силы, в том числе и общины за рубежом, с тем, чтобы пытаться препятствовать процессу международного признания Геноцида армян. Это не поможет остановить процесс международного признания Геноцида, а руководство современной Турции, отрицая Геноцид, лишь уподобляется организовавшему Геноцид руководству Османской империи.
Можно немного подробнее о составляющий внешней безопасности Республики?
Оба армянских государства в первую очередь рассчитывают на собственные силы, и парады военной техники как в Ереване, так и Степанакерте продемонстрировали, что в случае любой авантюры ответ может быть асимметричным. Конечно, в современном мире безопасность даже крупных государств предполагает сотрудничество, взаимодействие, принадлежность к тому или иному военно-политическому блоку. Армения состоит в ОДКБ, и в то же время очень эффективно сотрудничает с НАТО. Кроме того, помимо обязательств со стороны ОДКБ на случай агрессии в отношении Армении, у нас есть двусторонний договор с Россией, и во время государственного визита президента РФ Дмитрия Медведева в Армению в этот документ было внесено соответствующее изменение, согласно которому РФ обязуется совместно с армянской стороной обеспечивать безопасность Армении по всему периметру границы, а не по протяженности бывшей границы СССР, как ранее. Кроме того, очень важно, что в переговорном процессе по Нагорному Карабаху задействованы три государства, являющиеся постоянными членами Совета безопасности ООН. Переговорный процесс, по сути, имеет две составляющие – способствовать достижению Всеобъемлющего мирного соглашения и не допустить сползания противостояния в новую вооруженную конфронтацию. Не случайно, что последние диверсионные авантюры, предпринятые Азербайджаном на линии соприкосновения с Арменией и Нагорным Карабахом, получили отпор со стороны как руководителей стран-сопредседателей Минской группы, так и непосредственно посредников в переговорном процессе. Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Ирландии, и будущий председатель ОБСЕ – глава внешнеполитического ведомства Украины, неоднократно заявляли о том, что одним из приоритетов Организации является недопущение силовых решений конфликта.