Как известно, 18 июня текущего года под председательством президента Армении Сержа Саргсяна состоялось внеочередное заседание «новоиспеченного» правительства страны, на котором, в частности, был обсужден один важный документ. А именно, проект программы деятельности правительства на период до 2017 года.
Представляя программу, премьер-министр Тигран Саркисян заявил, что «…правительство ставит перед собой цель обеспечить превосходящие темпы экономического роста по сравнению с развитыми странами посредством обеспечения роста ВВП на уровне 5-7%…». Напомним, что в недавнем прошлом динамика валового внутреннего продукта (ВВП) страны характеризовались двузначными цифрами. Так, в «докризисном» 2007 году объем ВВП возрос на 13,7%, причем строительством было обеспечено 4,5 процентных пункта этого прироста. А вот влияние сельского хозяйства и промышленности (вместе с энергетикой) на рост этого важнейшего макроэкономического показателя было намного скромнее: соответственно 1,7 и 0,5 процентных пунктов.
Строительство, конечно, само по себе позитивная вещь. Если строятся производственные здания, больницы, объекты культуры… Однако, увы, сотни миллиардов драмов нашими толстосумами тратились на строительство роскошных особняков.
После 2007 года объем строительства последовательно сокращался, что уже оказывало сдерживающее влияние на динамику ВВП. Дело, конечно, не в показателе, а в том, что политика государства была сфокусирована на сферу, которая просто поглощала громадные капиталы, без экономической отдачи в будущем.
Отметим, что в I квартале текущего года, по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, объем добавленной стоимости в строительстве сократился на 0,6%. Спад незначительный, но знаменательный. Ясно, что строительство не посодействует реализации планов правительства.
Сельское хозяйство, в I квартале выраженное практически животноводством, отличалось медленным темпом прироста добавленной стоимости - лишь 1,8%, что весьма далеко от проектного процента роста ВВП. То есть эта отрасль также тормозила развитие ВВП в этом периоде. Возможно, с наступлением сезона сбора фруктов, овощей и картофеля ситуация улучшится. Но здесь немало рисков, и в первую очередь не контролируемых. Таких, как например, «капризные» погодные условия.
Животноводство, в силу неблагоприятных тенденций в его развитии, объективно препятствует улучшению дел в сельском хозяйстве. Вполне ожидаемо, что после завершения периода сбора урожая продукции растениеводства темпы роста объема добавленной стоимости в отрасли опять замедлятся.
Неплохие показатели в I квартале имелись по обрабатывающей промышленности – прирост добавленной стоимости на 18,4%. Данный прорыв немаловажен для ВВП, учитывая, что удельный вес отрасли в общем объеме данного показателя немалый – 11,8% в отчетном квартале.
Хотя горнодобывающая промышленность, с разработкой открытых карьеров, занимает сравнительно малый удельный вес в структуре ВВП, ее роль в обеспечении налоговых доходов государственного бюджета велика. К тому металлическая руда, как в виде сырья, так и прошедшей первичную обработку, в нашем экспорте занимает ведущее место.
Более того, если не считать коньяка, бартерных услуг (огранку природных алмазов, а также электроэнергии, поставляемой Ирану взамен импорта природного газа), можно без преувеличений сказать, что наш экспорт практически полностью базируется на металлической руде.
Что касается доли в ВВП, то, к примеру, упомянутая отрасль в прошлом году имела скромный показатель в 2,9%. Возникает вопрос: при таком удельном весе данная отрасль в «одиночку» может ли обеспечить 7%-ый рост ВВП? Простой расчет показывает, что для этого объем добавленной стоимости по отрасли должен возрасти, в сопоставимых ценах, в 3,5 раза. Что, конечно, для периода всего лишь в один год нереально.
По классификатору видов экономической деятельности (КДЕС 2) в структуре ВВП насчитывается два десятка групп. Это несколько маскирует реальную картину. В частности, самая «мощная» из видов экономической деятельности - сфера предоставления услуг (включающая торговлю), раздробляется на подгруппы.
Так, в ВВП 2010 года, рассчитанном по иной классификации, доля услуг достигает 41,9%, в том числе «торговли, ремонта автомобилей, бытовых товаров и предметов личного пользования, гостиниц и ресторанов, транспорта и связи» – 21,0%. Для сравнения: в этом же году удельный вес сельского хозяйства составил 16,9%, а промышленности, включая энергетику – 14,9%.
Следовательно, эта макроэкономическая группа должна в текущем году обеспечить довольно-таки высокие темпы роста. Между тем в I квартале текущего года, в разрезе подгрупп сферы услуг, наблюдается следующая картина:
По самой крупной группе – «оптовая и розничная торговля, включая продажу автомобилей», занимающей в ВВП долю в 14,8% (!), в I квартале текущего года объем добавленной стоимости возрос всего лишь на 0,7%.
По группам «информация и связь» и «финансовая и страховая деятельность», суммарная доля которых в ВВП составила 11,7%, прирост добавленной стоимости соответственно был равен 12,9% и 29,0%. Если показатели добавленной стоимости по этим двум группам сохранят данный позитив до конца года, то это может компенсировать низкие темпы роста по оптовой и розничной торговле. Однако, рассматривая показатели других групп сферы услуг, это «если» представляется уже несколько сомнительным.
Так, по другой крупной группе сферы услуг – «государственное управление и оборона, обязательное социальное страхование», доля которой в ВВП составляла в I квартале текущего года 4,9%, темп прироста добавленной стоимости был чисто символический – 0,2%.
Не секрет, что наша экономика подвержена сильному влиянию внешних факторов, которые не замедлили сказать в недавнем прошлом. Добывающая промышленность, в силу экспорта большей части ее продукции (металлических руд), сильно зависит от уровня мировых цен.
Развитие многих отраслей, в частности, торговли, как розничной, так и оптовой, а также сферы платных услуг, в немалой степени зависит от внешних частных трансфертов. Эти факторы трудно прогнозируемы, так что невозможно предопределить, как развернутся события в обозримом будущем. С этой точки зрения уверенность в обеспечении 7%-го прироста ВВП страны несколько ослабевает…
Альберт Хачатрян